Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Противодействие цифровым угрозам, современному рабству и опасностям для детей

Безопасность для мобильных устройств - что должны знать родители

Наш современный мир, в котором живем мы все и в котором растут Ваши дети – мир «цифровой», в котором огромную роль играют цифровые технологии. В числе этих технологий – мобильная связь и мобильный Интернет. Мобильный телефон сейчас есть практически у каждого ребенка, причем в последние годы на смену «обычному» мобильнику приходит смартфон. Смартфоны и планшеты дали всем нам – и детям тоже – возможность полноценно выходить в Интернет отовсюду, где есть мобильная связь.

Несомненно, мобильное устройство – это исключительно полезная вещь, позволяющая всегда оставаться с детьми на связи, а детям – получать нужную информацию в любом месте и в любое время. Однако вместе с мобильным Интернетом к детям ближе придвинулись те опасности, которые мы ассоциируем с Интернетом и которые – как мы ранее считали – ограничивались обычным компьютером или ноутбуком. Эти опасности уже нельзя назвать по-старому «Интернет-угрозами», потому что они проявляют себя не только в Сети. Последствия  от тех или иных действий, совершенных в Интернете, все чаще и неумолимей проявляются в «оффлайне» - на улице, во дворе, в школе. И наоборот. Именно поэтому сейчас все чаще и чаще говорят не об «Интернет-безопасности», а о «цифровой безопасности» - и наши мобильные устройства являются одним из ключевых ее элементов.

При этом мобильные устройства играют и очень позитивную роль в процессе защиты детей от опасных действий. Уже само по себе постоянное нахождение на связи минимизирует много личных рисков, а возможность в любой момент получить из Всемирной Сети нужную информацию – если знать, как это быстро и правильно делать – поднимает уровень защищенности детей выше, чем в «доинтернетные» времена. Главная проблема – недостаточная осведомленность мобильных пользователей о профилактике рисков, порожденных «цифровым миром», и о способах позитивного использования тех возможностей, которые предоставляет нам «цифровой мир».

Итак, что следует помнить при использовании мобильных устройств:

•             Ребенок должен знать, что мобильный телефон – это в первую очередь устройство для связи с родными и друзьями.

 

•             Мобильный телефон - не анонимное устройство. По номеру можно не только узнать абонента, но даже выяснить, где он проживает. Этим часто пользуются преступники, причем отнюдь не мошенники – а совершенно разной «специализации», вплоть до похитителей.

 

•             Необходимо быть очень разборчивым в выборе друзей в Интернете. Не следует давать малознакомым людям свой домашний и сотовый телефоны. И тем более противопоказано  выкладывать личную информацию о себе в открытом доступе социальных сетей – этим сейчас «грешат» не только дети, но зачастую и взрослые.

 

•             На случай звонка «мобильного мошенника» с «просьбой о помощи близкому человеку» надо заранее договориться о контрольных вопросах, ответы на которые знаете только вы. Мошенники - отличные психологи, и они могут хорошо подготовиться к разговору со своими жертвами. В качестве контрольных слов не рекомендуется использовать описание своей внешности, одежды, так как мошенники могут знать жертву в лицо, по фотографиям или выследить ее.

 

•             Телефон сегодня можно легко прослушивать на расстоянии. В связи с этим необходимо контролировать информацию, которую Вы сообщаете неизвестному абоненту.

 

•             Не верьте каждому слову незнакомого звонящего. Проверяйте каждое слово говорящего с Вами человека, если вы не уверены стопроцентно в его личности. Не исключено, что от имени знакомого с Вами разговаривает мошенник, цель которого – выманить из Вас деньги.

 

•             Если Вам позвонил незнакомый «Взволнованный Голос» и хочет «помощи» (особенно денег) - получите о нем максимум информации. Например, спросите: «Кто Вы? Откуда Вы знаете мой номер?» .

 

•             Всегда спрашивайте: «ВАМ НУЖНЫ ДЕНЬГИ или ПОМОЩЬ?». Слово «ДАЙ» - не крик о помощи, а сигнал об опасности для Вас и Ваших близких. Этот совет актуален не только для детей, но и в первую очередь для взрослых.

 

•             Злоумышленник может позвонить и сообщить о том, что кто-то из Ваших друзей или родных будто бы задержан полицией. Увы, из-за полицейского произвола такие случаи не так редки. Тем не менее всегда перепроверяйте информацию о задержании «родственника или знакомого» полицией или иными правоохранительными органами. Если Вам позвонил якобы представитель правоохранительных органов, узнайте, куда именно доставлен Ваш родственник или друг. Насчет полиции можно узнать, позвонив 02 и узнав номер дежурной части данного отделения полиции – в этом отделении можно поинтересоваться, действительно ли родственник находится там, и кто занимается этим делом. Телефоны других правоохранительных органов - ФСБ, Следственного комитета, Прокуратуры в вашем городе - можно узнать в местной администрации или на их официальных сайтах: sledcom.ru, genproc.ru, fsb.ru. Впрочем, помните, что ни Следственный комитет, ни тем более прокуратура сами никого не задерживают.

Если же «задержанный» находится за границей и был якобы задержан местной полицией, то нужные контакты можно получить у туроператора, в посольстве. Но при этом нужно помнить: западная полиция неподкупна, поэтому любой разговор о деньгах – первый признак жулика!

 

•             Если разговор закончен, а Вы не уверены в личности звонившего и в подлинности изложенных фактов, постарайтесь перезвонить на мобильный телефон того, от чьего имени Вам был звонок. При этом надо звонить не на тот номер, с которого Вам только что позвонили, а на тот, что давно сохранен в Вашей телефонной книге и в принадлежности которого Вашему родственнику или другу Вы уверены. Если он отключен или недоступен, подумайте, кто из знакомых, близких, коллег по работе пострадавшего может знать о его местонахождении. Свяжитесь с ними и узнайте подробную информацию. Учтите, что человек в данный момент может просто находиться «вне зоны действия сети», поэтому нет смысла сразу же бить тревогу.

 

•             В экстремальной ситуации важно всегда иметь под рукой необходимые телефоны на бумаге. Нельзя надеяться только на записи в электронной книжке мобильника. Он может сломаться или разрядиться в самый неподходящий момент. Запишите специальные телефоны в обычной записной книжке. Она может оказать неоценимую услугу в чрезвычайной ситуации.

 

•             Запасной телефон – не роскошь, а необходимый дополнительный канал связи с родными и близкими в чрезвычайной ситуации. При этом один из телефонов должен быть «засекречен» и использоваться только для связи с родственниками или близкими знакомыми в экстренных случаях. Заранее надо договориться и убедить детей использовать этот телефон только в экстренных случаях. Давать этот номер случайным людям недопустимо.

 

•             При выборе сотового телефона необходимо учитывать наличие в них приложений для записи разговора. В условиях стресса 70-80% ценнейшей информации пропадает. Субъективное восприятие пострадавшим разговора со злоумышленником не позволяет в дальнейшем правоохранительным органам успешно вести расследование телефонного мошенничества. Сам голос злодея, записанный в ходе разговора по телефону, может стать важной уликой при идентификации преступника.

Желательно, чтобы записывающее устройство было рассчитано на непрерывную запись двух часов разговора и более

 

•             Одним из основных моментов защиты ребенка от мошенников является тесный контакт и взаимопонимание родителей со своими детьми. Откровенность и обсуждение острых проблем - залог безопасности ребенка.

 

•             «Проигрывайте» заранее различные ситуации защиты от телефонных и Интернет-мошенников. Как говорил Суворов, «тяжело в учении - легко в бою».

 

•             Читайте вместе с ребенком учебные и просветительские пособия по безопасности и обсуждайте полученный опыт в семье. Можно также собрать видеоколлекцию учебных фильмов по информационной безопасности и устроить совместные просмотры дома или в школе.

 

ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ

Если вы стали жертвой мошенника, потерялись или столкнулись с противоправным контентом, то обратитесь:

в полицию – 112 (единый телефон Службы спасения), 002 или 020 в зависимости от Вашего мобильного оператора; с 2014 года вводится также номер 102;
в службу психологической помощи – 8-800-2000-122;
на «Горячую линию» Центра «НеДопусти» - www.nedopusti.ru

Дополнительные контакты:

01 (с мобильного - 001 или 010) либо 101 – пожарная охрана (МЧС);

03 (003 или 030) либо 103 – «Скорая помощь»

www.112.ru – Правоохранительный портал

Оставить комментарий

Пока никто не оставил комментариев.

Пропал ребенок!

сообщить

Жестокое обращение!

сообщить

Противоправный контент!

сообщить

Линия помощи!

сообщить

Организаторы

  • Региональный общественный центр Интернет технологий
  • Общественная Палата
  • Сопротивление
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

При поддержке

To Top