Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
8 800 505 5123
Горячая линия национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям

Электронная почта и спам: как защитить ребенка?

Электронная почта (E-mail) является одним из наиболее ранних и быстрых средств коммуникации в Интернете. Почтовые сервисы позволяют практически мгновенно переслать текстовое сообщение, а также прикрепленные к нему текстовые, аудио-, видеофайлы или изображения адресату на другой конец земного шара. В настоящее время электронная почта активно применяется в личной переписке и деловой коммуникации. Практически все сервисы электронной почты, как правило, являются бесплатными.

Возможность пользования электронной почтой возникает с момента заведения собственного адреса электронной почты на одном из почтовых сервисов. Регистрация на таком сервисе, как правило, занимает 2-3 минуты. Разумеется, что электронное письмо можно отправить только тому, кто также имеет адрес электронной почты на любом из существующих почтовых сервисов. Типичный электронный адрес выглядит так: adres@servis.ru – значок @ является главным отличием адреса электронной почты от адреса сайта.

Отправлять и принимать электронную почту можно как непосредственно в веб-формах почтовых сервисов в Интернете, так и при помощи специальных почтовых клиентов – программ, устанавливаемых на компьютерах и тем более на мобильных устройствах (например, для того, чтобы сводить в один центр письма с разных адресов электронной почты). Общаться по электронной почте сейчас возможно не только через стационарный компьютер или ноутбук, но также через смартфоны или планшеты, то есть по мобильной связи.

Как правило, при регистрации почтового ящика требуется указать некоторые персональные данные о себе. Настоятельно рекомендуется этого не делать и посоветовать ребенку обойтись псевдонимом; максимум реальных данных, которые могут быть указаны при регистрации – это имя, фамилия и возраст. Ребенок должен четко осознавать, что личная информация в Интернете является крайне уязвимой, и попадание таких данных к злоумышленникам (например, путем взлома серверов почтового сервиса) может негативно сказаться на Интернет-общении или реальной жизни ребенка (например, персональные данные могут стать отправной точкой для похищения ребенка).

Целесообразно посоветовать ребенку завести несколько почтовых ящиков на различных сервисах электронной почты и использовать каждый из них строго для определенных целей: например, один ящик – для общения с виртуальными друзьями, другой – для общения со знакомыми из реальной жизни. Во-первых, это поможет ему оставаться на связи в случае недоступности одного из почтовых сервисов; во-вторых, поможет легче избежать негативных последствий, если через один из ящиков ребенок станет объектом оскорблений, противоправных посягательств или прочих Интернет-угроз.

Базовым средством защиты электронной почты являются логин (электронный адрес) и пароль – только при их соответствии некто сможет попасть в почтовый ящик. Необходимо, чтобы ребенок четко осознавал, что пароль от почтового ящика следует хранить в тайне – никому не говорить и не записывать. Поскольку мошенники нередко обращаются с просьбами выслать пароль под видом администрации почтового сервиса, следует помнить, что в реальности ни одна почтовая служба ни под каким предлогом никогда не запрашивает пароли к ящикам пользователей. Забытый пароль можно восстановить при помощи соответствующих опций в почтовом сервисе.

Безопасный пароль должен быть достаточно длинным (не менее восьми символов) и включать в себя как минимум буквы и цифры. Это затрудняет подбор пароля наугад злоумышленниками. Именно поэтому нельзя делать пароли идентичными логинам, а также «лежащими на поверхности» и легко подбираемыми злоумышленником, имеющим минимальную информацию о ребенке – например, пароль из имени или фамилии ребенка. Специалисты советуют в любом случае периодически менять свой пароль, что повысит уровень защищенности почтового ящика Вашего ребенка.

Нужно ли, чтобы пароль от ящика ребенка знали Вы как родитель\опекун – решать Вам исходя из возраста ребенка, выбранной Вами модели воспитания и атмосферы, сложившейся в семье. Ряд специалистов рекомендует периодически проверять электронную почту ребенка, в том числе в его отсутствие, мотивируя это возможностью отследить негативное воздействие на ребенка (например, «завлечение» педофилом) на ранней стадии. Другие считают подобные действия нарушением права ребенка на личную неприкосновенность и стимулом к развитию у ребенка недоверия, скрытности, повышения нервозности.

Наиболее типичной Интернет-угрозой, связанной с электронной почтой, является спам – незапрошенная пользователем рассылка электронных писем. Спам составляет не менее 75% всех электронных писем, циркулирующих в Интернете, и в основном содержит рекламу неких товаров или услуг. Основных опасностей, связанных со спамом, две: посредством спамовых писем могут пересылаться вредоносные программы, опасные для Вашего компьютера (в связи с этим все письма следует проверять антивирусом), и заполненность почтового ящика ненужными письмами, среди которых становится очень сложно найти действительно нужную переписку. Спамовая атака, направленная на один конкретный адрес (например, злоумышленниками), способна вывести почтовый ящик из строя. Для ребенка опасность спама состоит еще и в том, что посредством него может распространяться недопустимый для ребенка в этом возрасте контент или его реклама, информация о его местонахождении (ссылка на сайт).

Простейшим способом защиты от спама является включение в настройках электронной почты спам-фильтров – фильтрационных решений, анализирующих письма и отсекающих явно похожие на спам. Как правило, спам-фильтр сортирует письма, помещая «полезные» в папку «Входящие», а те, которые он считает спамом, в папку «Спам» (иногда папки называются по-другому). В папке «Спам» письма по-прежнему доступны и могут быть перемещены из нее к «полезным» письмам непосредственно пользователем. Как и с контентными фильтрами, спам-фильтр не является стопроцентной панацеей и может пропустить спамовое письмо (особенно если оно замаскировано под личную переписку), либо, наоборот, отправить полезное письмо в спам. Совершенствование спам-фильтров минимизирует эту проблему с каждым годом, но она по-прежнему присутствует. Поэтому проверке пользователем подлежат все папки со входящими письмами – и нужно, чтобы об этом знал ребенок.

Можно также воспользоваться опцией сортировки Интернет-адресов – настроить спам-фильтр таким образом, чтобы он «пропускал» письма с определенных электронных адресов. Разумеется, такие настройки должны обновляться ребенком с изменением списка друзей у ребенка – и в случаях, если почтовый ящик друга используется кем-то для рассылки спама.

Оставить комментарий

Пока никто не оставил комментариев.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации.

Сообщи

8 (800) 505-51-23

Пропал ребенок!

сообщить

Жестокое обращение!

сообщить

Противоправный контент!

сообщить

Линия помощи!

сообщить

Организаторы

  • Региональный общественный центр Интернет технологий
  • Общественная Палата
  • Сопротивление
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

При поддержке

To Top