Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
8 800 505 5123
Горячая линия национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям

Деньги в Интернете

Многие товарно-денежные сервисы достаточно прочно укоренились в Интернете, множество платных услуг оказывается через Сеть – начиная от «электронного банкинга» и кончая Интернет-магазинами, то есть возможностью удаленного приобретения товаров. Как правило, оплата услуг через Интернет осуществляется двумя способами. В первом случае платежным средством являются дебетовые и кредитные карты, указание данных которых позволяет осуществить списание с них денежных средств и, таким образом, приобретение товара или услуги. Во втором оплата осуществляется так называемыми «электронными деньгами» - платежными единицами электронных платежных систем, приобретаемыми заранее за наличные деньги либо по кредитным картам. Платеж в Интернете требует предварительной регистрации на сервисе, ввода логина и пин-кода (пароля), а также, возможно, иных подтверждающих действий.

В любом из этих случаев речь идет о реальных платежных средствах, требующих к себе такого же отношения, что и деньги в обычном кошельке. Именно поэтому политика доступности к «электронным деньгам» в семье должна как минимум соответствовать политике доступности к деньгам обычным. В первую очередь необходимо сформировать у ребенка четкое понимание того, что в Интернете он имеет дело с реальными деньгами, которые требуют к себе бережного отношения и произвольно тратить которые недопустимо. При этом необходимы определенные меры предосторожности во избежание самовольной траты ребенком электронных денег в качестве «игры». А именно: пароли от ящиков электронных денег должны сохраняться втайне от ребенка, любая платежная операция должна требовать ввода пароля, который не должен быть сохранен на сайте, и кредитные карты не должны попадать в руки ребенку.

Крайне желательно ограничить доступ ребенка к таким сервисам, как Интернет-аукционы, накладывающие на участника финансовые обязательства до фактического совершения платежа. Известны случаи, когда ребенок, уже понявший механизм аукциона, но еще не знающий ценности денег, совершал крайне неожиданные для родителей покупки.

Третьим аспектом, связанным с неправомерным использованием несовершеннолетними «электронных денег», является использование Интернета для приобретения вещей, которые несовершеннолетнему не продадут при личном визите в магазин. В первую очередь речь идет об алкоголе и, в меньшей степени, табачной продукции, а также платных порносайтах - и касается эта проблема обычно подростков, отдающих себе отчет в своих действиях. В России эта проблема пока развита слабо ввиду слабого развития продуктовых Интернет-магазинов, но, например, в США школьники неплохо освоили «путь обхода» через Интернет.  Главным средством защиты является хранение данных кредитных карт в тайне.

При всем этом ребенок вполне может иметь собственный «кошелек» в электронной платежной системе, который создадут ему родители.  Ограниченная «карманная» сумма должна использоваться ребенком на оплату объектов авторских прав (фильмов, музыки) и попутного обучения пользованию этими сервисами. Разумеется, контроль расходов должен контролироваться родителями, равно как родители должны контролировать и «финансовое поведение» ребенка в Сети – любые попытки ребенка каким-то образом «поднять деньги» должны пресекаться, так как они обычно способствуют развитию не предпринимательства, а мошенничества.

Вообще Интернет-мошенничество по-прежнему весьма распространено в Сети, причем есть группы мошенников, специализирующихся именно на детях. Понимая недоступность кредитных карт детям, мошенники предлагают отправить на некий «короткий номер» SMS-сообщение, в результате чего с мобильного счета списывается сумма, в десятки раз больше заявленной. Жертв заманивают якобы продажей картинок, музыки, видеороликов, предоставлением «премиум-доступа» или бонусов в онлайн-игре, более выгодным мобильным тарифом. Необходимо, чтобы ребенок знал о существовании в Интернете мошенников и относился к любым, даже самым выгодным предложениям отдать деньги в любой форме с недоверием. Лучше всего, чтобы заказ или покупка любых услуг через мобильную связь или Интернет осуществлялись совместно с родителями.

Впрочем, «денежные» опасности посредством мобильной связи этим не ограничиваются. Нередки случаи, когда мошенник, имитируя знакомого ребенку человека, срочно просит его о финансовой помощи под надуманным предлогом (вплоть до поиска средств на взятку якобы задержавшим его сотрудникам полиции). Как правило, имя «знакомого» подбирается наудачу, а рассылка (либо звонки) осуществляется массово – тоже «наудачу», в расчете на то, что среди знакомых получателя найдется хоть один человек с соответствующим именем. «Помощь» ожидается опять же через перевод денег с мобильного счета. Особо «продвинутые» мошенники могут подделать даже номер телефона – впрочем, обычно это делается ради крупных сумм и довольно редко грозит детям, такими суммами не располагающим. Также мошенник может прислать СМС или даже позвонить ребенку и представиться работником сотовой компании (мобильного оператора), предложив «новый мобильный тариф» или, наоборот, информируя о якобы имеющейся задолженности и требуя ее немедленно погасить. Наилучшим способом профилактики такого мошенничества является контрольный звонок на номера тех знакомых, кто, по мнению ребенка, в данный момент обращается за помощью. При этом надо перезванивать на ранее известные номера, а не на номер, с которого позвонили или прислали СМС с просьбой о «помощи». В случае, если абонент по тем или иным причинам недоступен, ребенку лучше воздержаться от самостоятельного перевода денег. Компромиссом между «гражданской совестью» и боязнью быть обманутым может стать передача ребенком информации третьему хорошему знакомому из взрослых, которые смогут гораздо лучше разобраться в ситуации. Если же мошенник звонит от имени мобильного оператора, следует позвонить в абонентскую службу мобильного оператора – их настоящие телефоны общедоступны – и поинтересоваться правдивостью информации применительно к мобильному счету ребенка. Поскольку мобильные номера зарегистрированы на взрослых, есть смысл, чтобы в абонентскую службу позвонили родители – что означает, что ребенок должен сообщить о неожиданном предложении отцу или матери.

Оставить комментарий

Пока никто не оставил комментариев.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации.

Сообщи

8 (800) 505-51-23

Пропал ребенок!

сообщить

Жестокое обращение!

сообщить

Противоправный контент!

сообщить

Линия помощи!

сообщить

Организаторы

  • Региональный общественный центр Интернет технологий
  • Общественная Палата
  • Сопротивление
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

При поддержке

To Top