Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Противодействие цифровым угрозам, современному рабству и опасностям для детей

Сервисы помощи детям в Сети: советы родителям и волонтерам по просвещению детей

Оказавшись в проблемной ситуации, ребенок может и сам дать знать о себе, не дожидаясь, когда обеспокоенные родственники предпримут его поиски. Связаться с родственниками он может при помощи уже упомянутых коммуникационных сервисов. Однако может так получиться, что  родители в настоящий момент недоступны для связи или не могут оказать требуемую помощь. Поэтому целесообразно, чтобы ребенок имел представление о тех местах в Интернете, которые рассчитаны непосредственно на помощь и поиск пропавших детей.

В большинстве случаев для этого достаточно связаться с полицией по телефону (даже при отсутствии работающего мобильного телефона или и так редких телефонов-автоматов, можно обратиться в любую организацию и попросить работающих там людей позвонить в полицию и сообщить о пропавшем ребенке). Однако – особенно если требуется не только дать о себе знать, но и получить оперативный совет, или если у ребенка возникли основания опасаться именно полиции – ребенок может предпочесть другие каналы или сервисы.

В качестве одной из альтернатив  можно порекомендовать оставить сообщение о себе на Интернет-ресурсе одного из волонтерских объединений (например, «Поиск детей» или «Лиза Алерт»). Наиболее быстрым способом дать знать о себе волонтерам является все же телефон (телефонные «горячие линии» имеются у обоих упомянутых волонтерских объединений), однако, если звонок в полицию вряд ли вызовет какие-то затруднения у взрослого, к которому обратился за помощью ребенок, то звонок на любой другой номер (даже бесплатный), взрослый может и не разрешить. На случай подобной «крайней» ситуации целесообразно напомнить ребенку, что он может оставить сообщение на форуме волонтеров. Чтобы сообщение было замечено максимально быстро, лучше всего поместить это сообщение не только в форуме волонтеров своего региона, но и в том форуме, где последнее сообщение было оставлено максимально недавно (к примеру, форумы волонтеров крупных городов – Москвы, Нижнего Новгорода и т.п.) – наверняка коллеги-волонтеры передадут информацию своим коллегам из нужного региона. С учетом того, что форум не является средством синхронной коммуникации (в отличие, например, от чата), очень важно рекомендовать детям оставлять максимум полезной информации, которая может помочь читающему волонтеру оказать именно ту помощь, которая требуется. 

Наиболее значимым риском при подобной форме коммуникации является «ложный вызов» от развлекающихся подростков-шутников, который может повлечь за собой расходование времени и возможностей волонтеров-поисковиков впустую. С учетом того, что при этом не поступает заявления в правоохранительные органы,  о заведомо ложном вызове специализированных служб речь не идет, что может дополнительно привлекать шутников. «Страховкой» от шутников в определенной степени может являться информирование об автоматический передаче информации о пропаже ребенка, принятой волонтерами, в правоохранительный орган, то есть фактическое приравнивание такого «запроса о помощи» к обращению в полицию, однако такое решение требует серьезной юридической проработки. Поэтому, если существует опасение большого количества «ложных вызовов», то коммуникацию через подобные каналы можно осуществлять в консультационном ключе, ориентируя ребенка на доступные ему решения, помогающие связаться с родственниками, специализированными службами или проложить дорогу домой.

В принципе, родители могут дать ребенку аналогичный рецепт – обратиться на любой Интернет-сервис для детей, в том числе развлекательный («Смешарики», «Твиди» и т.п.). Однако при этом необходимо учитывать, что коммуникационные сервисы таких порталов рассчитаны на обычное общение детей (реже – родителей), а не на специалистов. Данные ресурсы, как правило, модерируются, то есть шанс, что сообщение заметит «компетентный» взрослый, довольно высок. Однако модератор детского сайта не имеет никакого отношения к поиску пропавших детей и к консультированию детей в трудной ситуации. На практике, при выборе такого способа дать знать о себе, информация все равно поступит либо к тем же волонтерам (особенно если у ресурса есть соглашение с волонтерским объединением о партнерстве), либо в правоохранительные органы.

Консультационные сервисы для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в настоящее время существуют как в телефоне, так и в Интернете. Что касается последних, то, к сожалению, принципиальных изменений в их количестве на общероссийском уровне по сравнению с 2010 годом не произошло – Интернет-консультирование осуществляется в рамках проекта «НеДопусти!» и проектом «Дети Онлайн». В рамках проекта «НеДопусти!» существует специализированная форма сообщения о пропавшем ребенке, которая помимо стандартных полей содержит также окно для комментариев – оно предназначено для любой дополнительной текстовой информации. Непосредственно консультационный сервис подразделяется на окна юридической и психологической консультации. Сервис «Дети Онлайн», как следует из пояснений его создателей, ориентирован на консультирование по проблемам, возникающим непосредственно из использования сети Интернет,  и доступен в рабочее время.

Телефонных консультационных сервисов значительно больше, особенно психологических. В первую очередь речь идет об Общероссийском детском телефоне доверия 8-800-2000-122, инициированном Фондом поддержки детей в трудной жизненной ситуации. Сервис опирается на региональные консультационные службы, большинство из которых работает круглосуточно. Несмотря на то, что номер службы един для всей России, звонок перенаправляется на специалистов именно того региона, из которого поступает звонок. В перспективе ожидается,  что данный телефон станет «единой телефонной точкой входа» для моментального реагирования на опасность для ребенка силами оперативных служб. В Москве существует также собственный телефон психологической помощи – 051.

Консультационный сервис гораздо чаще оказывается востребован в ситуациях, когда «классические» Интернет-угрозы начинают «перетекать» в оффлайн-последствия, чем для случаев исчезновения детей из дома. Однако кризисная ситуация, которая может быть порождена некими онлайн-действиями, может оказаться основным фактором, стимулировавшим последующее исчезновение ребенка из дома, в связи с чем доступность консультационного сервиса в удобной для ребенка форме является одним из основных профилактических факторов для исчезновений детей из дома. Исследования EU Kids Online в Европе, а также целого ряда профильных проектов в России, показали, что первоначально ребенок старается сам разрешить возникшую проблему, обращаясь за помощью и консультацией в порядке доверяемости партнера. Профессиональный и доверяемый разговор способен изменить восприятие ребенком проблемы и ее последствий и удержать от радикальных реакций на ситуацию, одной из которых является исчезновение из дома.

Оставить комментарий

Пока никто не оставил комментариев.

Пропал ребенок!

сообщить

Жестокое обращение!

сообщить

Противоправный контент!

сообщить

Линия помощи!

сообщить

Организаторы

  • Региональный общественный центр Интернет технологий
  • Общественная Палата
  • Сопротивление
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

При поддержке

To Top