Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
8 800 505 5123
Горячая линия национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям

Потерялся ребенок: первые действия

Подавляющее большинство случаев пропажи несовершеннолетних приходится на ситуации, когда ребенок не сопровождается родителями или другими ответственными за него взрослыми. Тем не менее, как уже говорилось, легко представить себе ситуацию, когда ребенок гуляет с кем-то из взрослых – и вдруг его нет в поле зрения. Обычно такое случается с маленькими детьми – дошкольного или, в крайнем случае, младшего школьного возраста.

Как ни печально это сознавать, но слова «в этом виноваты родители» во многом справедливы. В современном обществе родители стремятся одномоментно сделать кучу дел и удовлетворить кучу потребностей, что, разумеется, требует их внимания и пусть ненадолго, но отвлекает их от ребенка. И в этом их ключевая ошибка. Как бы родитель (или другой взрослый) ни был занят, какие бы цели и задачи в данный конкретный момент он перед собой ни ставил – нужно помнить: если взрослый выходит из дома с ребенком, то главным предметом его заботы и внимания является ребенок. Есть желание не торопясь подобрать подходящую косметику или одежду в магазине – оставьте ребенка дома под чьим-то еще надзором. Есть желание мамашам плотно пообщаться на детской площадке – лучше выкроить время и встретиться для этих целей «без детей». Все остальные интересы вторичны по сравнению с интересом безопасности ребенка, каким бы послушным или тихим он ни казался. Единственное исключение, наверное, касается управления транспортным средством – если ребенку потребовалось внимание родителя и больше никого в машине нет, прежде чем уделить внимание чаду, нужно остановиться.

Во время прогулки ребенка дошкольного возраста вместе со взрослым взрослому лучше всего тоже передвигаться рядом, даже по детской площадке – таким образом, чтобы ребенок всегда оставался на виду. Хотя бы просто в целях физической безопасности ребенка – но и для безопасности от внезапной пропажи. Выход с детской площадки – всегда со взрослым. Любая уличная активность – только таким образом, чтобы сопровождающий взрослый видел ребенка без перерывов. И взрослому спокойнее, и ребенку безопаснее.

Но вот случилась ситуация: взрослый ненадолго отвлекся, и «вверенный его попечению» ребенок пропал из поля зрения. Что делать?

Если это малыш двух-четырех лет, то вряд ли он успел убраться куда-то далеко. Чадо «старшего детсадовского» возраста может убежать и подальше, такие дети уже более самостоятельны. В любом случае начать надо с внимательного осмотра того места, где гуляет ребенок – возможно, он просто не виден с Вашего места или сейчас находится в каком-то «закрытом» месте (например, сейчас на детских площадках часто встречаются детские горки в виде закрытых труб). Дальше поиск лучше всего расширять «по спирали», обходя по кругу все большую территорию от места пропажи. Пристальнейшее внимание следует уделить водоемам, а также потенциальным «укромным местам» на природе. Разумеется, не нужно пренебрегать и давним способом «оффлайновой коммуникации» - поинтересоваться у прохожих, не видели ли они ребенка (если дело происходит в населенном пункте или, скажем, на пляже). За это время, кстати, отбежавший «за пределы видимости» ребенок может либо вернуться, либо вновь попасть в поле зрения взрослого.

Если же этого не произошло, дальнейшие действия прямо зависят от возраста пропавшего ребенка и от обстановки вокруг. Если речь идет о малыше раннего детсадовского возраста или об инциденте на природе (на берегу водоема, в лесу), то активные действия нужно предпринимать сразу и одновременно – обратиться к окружающим взрослым и подросткам за помощью в поисках и немедленно связаться с полицией. Школьник младшего школьного возраста, потерявшись, может теоретически отправиться домой самостоятельно (особенно если дело происходит недалеко от дома), поэтому в данном случае нелишне поставить в известность находящихся дома взрослых. Если ребенок потерялся в людном месте (вокзал, аэропорт, торговый центр), то нелишним будет сделать объявление о пропавшем ребенке по местной трансляции параллельно с обращением к охране или той же полиции.

Что делать, если детей со взрослым несколько? Главное в таком случае – чтобы вместо одного ребенка не пришлось искать двух, трех и так далее. Поэтому в ходе первоначальных «поисковых операций»  оставшиеся дети либо держатся вместе со взрослым, осуществляющим поиск, либо остаются под присмотром хотя бы одного сопровождающего взрослого (на худой конец подростка). Запереть детей в машине и кинуться по окрестностям – не выход, так как это представляет опасность для оставшихся детей – хоть летом, хоть зимой.

Отдельная история – когда ребенок отправляется «за приключениями» прямо из дома. Избежать подобных случаев можно простым правилом: дверной замок для ребенка недоступен, пока ему не разрешено самостоятельно покидать дом. Даже маленький ребенок вполне может открыть запертую дверь, дотянувшись до ручки замка. Самоуспокоение родителей относительно «непростых» или «высоких» замков на практике разбивается о сообразительность малышей: ребенок детсадовского возраста вполне способен подобрать нужный ключ или притащить какую-нибудь подставку, чтобы дотянуться до замка, что иногда и происходит «в реале». Наиболее реальный вариант «защиты» входной двери – установка еще одного запора (хотя бы цепочки) на высоте, гарантированно доступной только взрослому человеку. Подобное решение может оказаться полезным и в отношении балконных дверей – если старые балконные двери, как правило, имеют запоры в своей верхней и нижней части (и такую дверь открыть ребенку проблематично), то современные пластиковые балконные двери имеют ручку-запор посередине своей высоты, что делает ее весьма доступной для ребенка.

Что касается ситуаций, когда ребенок пропадает во время самостоятельного пребывания на улице, то советы насчет действий в подобных ситуациях отточены уже поколениями, и добавить к ним особенно нечего. Как уже говорилось, проблему досягаемости ребенка сильно упростил мобильный телефон – можно точно узнать, куда запропастилось любимое чадо, непосредственно «от первоисточника». Но бывают ситуации, когда телефон ребенка выключен – либо ребенок его выключил сам, либо просто кончился заряд в батарее. В таких случаях разные родители и взрослые поступают по-разному: кто-то начинает поднимать тревогу немедленно, как только прошел срок прибытия ребенка домой, кто-то, наоборот, ждет до последнего, то есть до поздней ночи, а то и до утра (если речь идет о подростке) и только потом заявляет о пропаже ребенка. Анализ практики пропажи детей школьного возраста позволяет рекомендовать родителям установить в семье правила относительно информирования соответствующих служб о пропаже ребенка. Проще говоря, ребенок должен знать, в течение какого времени после его «опоздания к сроку» родители будут считать ситуацию «опозданием». За это время опаздывающий ребенок должен постараться добраться домой или дать знать о себе. В ином случае (к примеру, через пару часов) родители начинают искать чадо как пропавшего, и в таком случае все возможные «шишки» могут посыпаться на несовершеннолетнего. Речь, конечно, не идет о «папином ремне», все гораздо формальнее и серьезнее – такой ребенок может оказаться на учете как «склонный к побегам»…

Оставить комментарий

Пока никто не оставил комментариев.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации.

Сообщи

8 (800) 505-51-23

Пропал ребенок!

сообщить

Жестокое обращение!

сообщить

Противоправный контент!

сообщить

Линия помощи!

сообщить

Организаторы

  • Региональный общественный центр Интернет технологий
  • Общественная Палата
  • Сопротивление
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

При поддержке

To Top