Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Противодействие цифровым угрозам, современному рабству и опасностям для детей

Мультики: позитивные или негативные?

Одним из наиболее любимых видов позитивного контента у детей являются мультфильмы. Если раньше их можно было увидеть только по телевизору, то сейчас для этого есть Интернет. А значит – мультики в любое время и на любой вкус. Как и любой контент, содержание мультфильмов откладывается в мозгах у детей и соответствующим образом влияет на их воспитание, восприятие мира и поведение. Отсюда родители нередко задают вопрос: а любой ли детский мультфильм так безоговорочно подходит для ребенка?

Во времена, когда любой мультик на ТВ выпускался после многочисленных худсоветов, такого вопроса особенно не возникало. Даже если мультфильм был рассчитан на детей несколько постарше, чем некий конкретный ребенок, вреда его воспитанию ожидать не следовало – он бы максимум просто не осознал мультик.  Сейчас же в Интернете мультфильмы производятся различными студиями и «студиями» в меру их возможностей и «творческого замысла».  Современное ПО (программное обеспечение) в общем-то позволяет сделать свой мультфильм даже непрофессионалу, чем пользуются даже некоторые рекламные студии.  А распространяются они через собственные каналы на видеохостингах (в первую очередь YouTube), откуда расползаются по страницам «частников» и различным сайтам, а также в социальные сети.

Не секрет, что сейчас многие родители используют мультфильмы на компьютере просто для того, чтобы получить хоть двадцать минут отдыха от чада. При таком подходе в содержимое мультфильма они обычно не вникают. А в общем-то следовало бы… По крайней мере так считает значительное число детских психологов.

Во-первых, для каждого возраста свойственен свой допустимый уровень реалистичности персонажей. Если для годовалого малыша вместо, скажем, свинки еще можно выдать на экран что-то аморфное розового цвета, то вот трехлетке уже необходимо, чтобы свинка выглядела более похоже на свой реальный прототип. Иначе он так и будет в деревне или зоопарке искать  «аморфное желе», и не верить, что реальный поросенок является именно поросенком.

Во-вторых, мультперсонаж не должен вызывать у маленького ребенка испуг. А испуг достигается не только внешним изображением – но, например, весьма диковатым выражением лица (или мордочки) или постоянными криками. Испуг не обязательно может выразиться в мгновенной реакции ребенка – неприятие может накапливаться и подспудно, что, пожалуй, еще сложнее…

Очень быстрая речь или очень быстрое передвижение персонажей, по мнению логопедов и детских неврологов, может негативно сказаться на процессе становления детской речи – вплоть до формирования заикания. Лучше всего, чтобы персонажи мультфильма говорили четко, понятно и размеренно. Тогда ребенок еще и пополнит свой словарный запас.  Да, о словарном запасе: в период становления речи лучше избежать мультиков, не переозвученных на родной язык, чтобы избежать лишней нагрузки на мозг ребенка.

Разумеется, важное качество – отсутствие насилия, кровавых сцен и всяких прочих общностей с «боевиками». Определенные сцены насилия и драк присутствуют в мультфильмах, рассчитанных на подростков (взять то же аниме) – однако для детей дошкольного возраста такой мультфильм будет «жестковат».  Весьма важно, чтобы даже негативные персонажи не вызывали у ребенка испуга – да, ребенок должен осознавать, что персонаж отрицательный, «злой», но все-таки не до такой же степени…

И, без сомнения, важна общая идея мультфильма. Великолепно отрисованный и озвученный мультфильм может быть опасен для формирования личности ребенка своим смыслом, так как пропагандирует некие совершенно неподходящие ценности. Подрыв авторитета родителей, например. Или непослушание. Конфликтность. Неспособность договариваться с другими. Жадность, подлость и так далее. Интересно, что на факультете психологии МГУ составили некий «стоп-лист» популярных мультфильмов, основываясь именно на этих параметрах. Ну действительно, как может быть позитивным персонаж, за которым гоняются только из-за того, что он сначала шарахнет «злого» персонажа молотком по голове? Или девочка, затерроризировавшая своим поведением весь лес? Хотелось бы родителю, чтобы ребенок приглашал его поиграть таким же образом – молотком по черепу? Вот то-то…

Если «в телевизоре» детские мультфильмы имеют возрастную классификацию, то в Интернете с этим «все плохо» - требование возрастной классификации контента на Интернет не распространяется. Некие законодательные попытки в этом направлении делаются, но… Поэтому основным «фильтром» при выборе мультфильма должен быть родитель. Исходя из возраста ребенка, его особенностей здоровья, психики, тех культурных предпочтений, которые хотелось бы заложить при воспитании… И осведомленность родителя относительно особенностей мультфильма здесь очень важна. Нелишне предварительно ознакомиться с контентом, хотя бы бегло, составить собственный список допустимых мультфильмов на разные темы. А осознать возможные угрозы всегда помогут детские психологи, родительские форумы и просветительские материалы.

Оставить комментарий

Пока никто не оставил комментариев.

Пропал ребенок!

сообщить

Жестокое обращение!

сообщить

Противоправный контент!

сообщить

Линия помощи!

сообщить

Организаторы

  • Региональный общественный центр Интернет технологий
  • Общественная Палата
  • Сопротивление
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

При поддержке

To Top