Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Противодействие цифровым угрозам, современному рабству и опасностям для детей

Эмоциональное выгорание волонтёров

 Выгорание – термин из ядерной физики – выгорание реакторных стержней или их компонентов в следствии недостаточного охлаждения (выпадение охлаждающего средства) или слишком высокого теплообразования (неконтролируемое расщепление ядра).
Это определение, если над ним задуматься, очень подходит и для выгорания в сфере межличностного общения. Человек, который выгорает, изначально излишне загорелся и не сумел контролировать свой запал, в результате чего может потерять внутреннюю целостность, стержень.
Первый признак выгорания, который заметен невооруженным глазом – психосоматика: сонливость, нарушения сна, изменчивость аппетита, головные боли, аллергии.

Выгорание возникает, если есть противоречие:
1. Между идеалами и возможностями.
Идеал должен быть ближе к реальности. Нужно ставить перед собой цели, но реально достижимые.
2. Между затраченными усилиями и успехами.
Когда усилий затрачено очень много, а результата не видно. Брошенное сейчас зерно может прорасти потом, через время. Сказанные сейчас человеку слова могут откликнуться в его душе через года, но посеянное зерно прорастет.
3. Между положительным и отрицательным опытом и обратной связью.
Должен быть обмен чувствами, которые возникают в процессе помощи людям, между волонтерами – обратная связь. И просто неформальное общение, и общение о чувствах и сложностях, которые возникают у людей во время работы, например, на форуме.

Фазы выгорания:
1. Повышенная активность.
2. Снижение активности.
3. Эмоциональные реакции «кто виноват» (в том, что не получается сделать все то, что хочется). Если человек склонен к самокопанию, это будет депрессия, реакция «я виноват». Или это может быть агрессия - «они виноваты».
4. Понижение активности (спад). Прибегание к шаблонам, к формальному следованию правилам деятельности, без внимания к личности тех, кому помогаем.
5. Оскудение (ощущение безысходности, одиночества).
6. Психосоматические реакции.
7. Отчаяние (потеря смысла), когда помощь уже бывает нужна самому помогающему.


Признак выгорания - люди, которым помогаешь, обесцениваются, обезличиваются.

Профилактика и лечение.
Главная профилактика - знать о существовании выгорания. Тогда понимаешь, что с тобой происходит и как с этим бороться:
1. Смыслотерапия.
Нахождение своего личного смысла в деятельности и энергозатратах. И при необходимости нахождение нового смысла (то, что они могут меняться - нормально). Когда знаешь, «зачем» - преодолеешь любое «как».
Смысл придумать нельзя, его нужно искать. Он у всех разный.
2. Ликвидация обезличивания.
Когда видишь в человеке, которому помогаешь, личность, понимаешь, что это – взаимоотношения. И в тех, кто работает с тобой, тоже нужно видеть личность.
3. Работа на «плюс».
Нужно акцентировать внимание на плюсах, которых удается достигнуть, минусы анализировать и идти дальше, не «зависать» на них.
4. Получать радость от самой работы, от процесса, а не только от результата.

Факторы выгорания
 Профессиональное (работа, учеба):
1. Первичный стресс – сверхнагрузки.
2. Вторичный стресс – чувство брошености на произвол судьбы (если ты не сделаешь – то никто не сделает).
3. Заражение от выгоревших коллег (когда в коллективе постоянно идут разговоры о том, что начальник самодур, работы полно, зарплата маленькая и нас никто не ценит, и т.д.).

Должно быть чувство самоценности труда, не зависимо от результата.

В личной сфере:
1. Проблема воспитания (каждого человека нужно с детства учить, как строить отношения в семье).
2. Обязанности по уходу, заботе (они утомляют, особенно если близкий человек серьезно и надолго заболел).
3. Финансовые проблемы.

В волонтёрстве:
1. Желание быстро взять на себя большую ответственность.
2. Мало возможности руководить.
3. Слишком высокие запросы, требования к себе (идеалы).
4. Работа на «минус». Нужно идти не от проблемы, а к цели. Это очень важный принцип в жизни вообще. Например, нужно не бороться с ленью, а воспитывать в себе трудолюбие. Не бороться с курением детей, а воспитывать в них чувство ответственности и заботы о своём здоровье. Не бороться с чьим-то отсутствием смысла жизни, а направить человека на поиск этого смысла.
Этот принцип, идти не от проблемы, а к цели, очень важен также в духовной жизни, в самовоспитании. Потому что если борешься с каким-то своим качеством, то, в конечном итоге, борешься с собой, а это себе же во вред. Например, нужно не бороться с застенчивостью, а воспитывать в себе общительность.

Некоторые правила взаимоотношений с абонентом (с тем, кому помогаем)
1. Не выжимать из себя несуществующие чувства.
2. Борьба с собственными чувствами, подавление «плохих» чувств забирает массу энергии и сил. В них нужно просто разбираться, например, почему человек вызывает раздражение, неприятие.
3. Не монолог, а диалог. Волонтер в процессе помощи другим решает свои собственные проблемы. Всегда. Мы не только даем. Мы как даем, так и берем.

Ошибки волонтера.
1. Желание быть «хорошим», «примером во всем», «быть образцовым», всегда «быть в форме». Нужно быть, а не казаться. Лучше быть хоть немножко чем-то, чем казаться «самым-самым».
2. Заражение от эмоций другого человека (от тех, кому помогаем). Не нужно превращаться в «уши» и пропускать через себя все, что говорит тот, кому помогаем.
3. Схемы, критерии, стереотипы, шаблоны, не желание каждый раз реагировать на ситуацию и на каждого отдельного человека. Например, «с алкоголиками разговаривать бесполезно».

Если вы потихонечку начинаете ненавидеть своих ближних и у вас хватает честности признаться себе в этом — значит, пора отдыхать! Любой нормальный человек, после того как что-то затратил, нуждается в восстановлении. Если он сам не позаботится о себе, то будет ждать компенсации своих затрат от других, а не получив желаемого, начнет раздражаться и обижаться: «Я им ВСЕ, а они мне что за это?»
Не заботясь о себе, человек рано или поздно может довести себя до такого состояния, что сам станет предметом заботы других. Есть такой образ советских времен: работник, сгоревший на работе. Он ударно трудился без сна и отдыха и вдруг инсульт, инфаркт и т. п. Причем если бы он обратился заранее к врачу, можно было бы избежать крайностей. Но такой человек и болеть спокойно не может. Он не позволяет себе лежать, отдыхать, у него растет чувство вины за свое «неучастие». Вся семья бегает вокруг него, пытается спасти, а он не хочет быть обузой — встает не долечившись, тем самым усугубляя проблемы со здоровьем и осложняя жизнь своим близким.

– А если человек поставлен в такие условия, что по-другому невозможно, у него такая должность, такой объем дел, такое служение?

– Не человек «поставлен в условия», а человек выбрал, согласился с условиями ради чего-то, а значит, он сам отвечает за последствия своего выбора. Есть такое понятие «адекватная ответственность» — я отвечаю за то, на что могу повлиять, что могу изменить и контролировать: мои мысли, мои чувства, мое поведение, мои отношения, мои потребности. Когда человек начинает винить во всем обстоятельства, жизнь (а по сути — Бога), то он тем самым снимает с себя свою ответственность.

Отдохнем на том свете?

– Получается, что, не осознав своих истинных потребностей, мы не сможем отдохнуть. Как же научиться их понимать?

– Отдых — это время, когда встает вопрос: чего я хочу? Для «человека полезного» он может прозвучать неожиданно, потому что он не привык хотеть, он привык приносить пользу. Он может спросить в ответ: «А чего я должен хотеть?» или «Что в таких случаях хотят другие?». Но когда мы не знаем, чего хотим, как же мы поймем, как лучше отдохнуть: в тихом местечке в одиночку или в веселой шумной компании? Лежа на пляже или путешествуя? Мы можем смертельно устать от деятельности и людей и думать, что в отпуске главное — тишина, а после трех дней нам уже не хватает общения, потому что на самом деле мы устали от внутреннего одиночества и нуждались в разговоре по душам! И потому после, казалось бы, продуманного отпуска почему-то остается чувство неудовлетворения.

Помочь ответить на вопрос, что мы хотим, могут наши чувства. Но, к сожалению, у нас все силы уходят на тренировку интеллекта, а в эмоциональном развитии мы отстаем. В обществе принято сдерживать свои чувства, это считается хорошим тоном. Мы с детства осваиваем эту науку и в результате теряем контакт с чувствами, боимся их. Не давая себе чувствовать, мы перекрываем путь к себе. Главная функция чувств — сигнализировать о том, что со мной происходит: нравится ли мне эта ситуация, приятно ли мне общаться с этим человеком и т. д. Не что я должен чувствовать, а что реально чувствую. Сегодня многим приходится учиться распознавать такие сигналы — это необходимо, чтобы лучше узнать и понять себя. Это длительный процесс, требующий внимания, внешней и внутренней тишины. Для любого человека полчаса тишины в день — это «прожиточный минимум», чтобы побыть с собой.

В основе науки отдыхать — внимательное отношение к обычным физиологическим потребностям, таким как сон, еда и собственно отдых. Можно ориентироваться на нормы, предлагаемые медиками: принимать пищу часто и понемногу (желательно пять раз в день), спать не менее восьми часов. Конечно, эти нормы относительны, кто-то и за шесть часов высыпается: главный критерий для определения своей «нормы» — собственное самочувствие. Но крайностей быть не должно: если мы не на войне, то нельзя есть один раз в день, нельзя не спать несколько ночей подряд.

Когда мы работаем, нам трудно удержать правильный режим. Поэтому мы пытаемся компенсировать недостаток сна, еды и отдыха в отпуске. И мы от «недо-» переходим к «пере-». Но нельзя отоспаться на будущее, нельзя наесться на будущее. Хороший отпуск — минимум две недели. Ведь первые дни человек отходит от стресса, следующие несколько дней он восстанавливает растраченные на работе ресурсы, и потом еще несколько дней он накапливает запас сил. А когда нам не хватает отдыха, от постоянного стресса иммунитет ослабляется — мы заболеваем.

Для того чтобы немного снизить ежедневное напряжение, можно взять за правило в течение дня дарить себе два-три занятия, которые выполняются с радостью, с любовью, с душой (прогуляться, покормить птиц, послушать музыку или спеть самому, почитать и т. д.). Кому-то может быть сначала нелегко определить то, что нравится. Конечно, в этот список подарков нельзя включать сигареты, алкоголь, экстремальные виды спорта, любые «острые ощущения», которые могут привести к возникновению зависимости. Но если все-таки удастся хоть иногда (а лучше каждый день) получать самому от себя такие подарки, то сил, радости и благодарности в жизни будет значительно больше.

– Отдых часто связывают с переменой места. Почему хочется уехать? Вдали о дома действительно лучше отдыхается?

– В норме человек может отдыхать на любом месте. Уехал ли он, дома ли. Вне нормы — когда он прячется от себя и не знает, что ему нужно, — он не отдохнет нигде. Посмотрите, сколько российских туристов за границей недовольны, они «ожидали чего-то большего». Потому что люди думают, что смена декораций принесет им облегчение. Это попытка оглушить себя. Можно оглушить себя работой — можно отдыхом.

Стремясь уехать, мы порой пытаемся убежать от установок и стереотипов, связанных с домом. Например: «дома отдыхать можно только тогда, когда все сделаешь». А дома можно все сделать? Никогда. В санатории или отеле делать ничего не нужно, там за тебя все делают. Получается, что..
Есть еще один подход, за которым ситуационные разделяются на два и выделяются три фактора "эмоционального выгорания": личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. В одном из обследований учителей проверялось значение следующих переменных: возраста, пола, семейного положения, стажа работы, образовательного уровня, социального происхождения. Оказалось, что эти факторы не связаны с уровнем "эмоционального выгорания". В других работах показано, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. Возраст коррелирует с субшкалой "exhaustion", хотя двадцатилетние имеют более выраженные переживания "эмоционального выгорания". Исследование связи мотивации и "выгорания" показали влияние таких факторов как чувство своей значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Прямой связи "сгорания" с удовлетворенностью зарплатой не найдено.

С развитием "выгорания" связано все, что является для человека стрессом, и то, как разрешаются стрессовые ситуации. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А: агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния.

К.Кондо относит к "сгорающим" также "трудоголиков". Х.Дж. Фрейденберг описывает "выгорающих" так: они сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей и одновременно неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивой идеей (фанатичные), пламенные и легко солидаризирующиеся. Е.Махер дополняет этот список "авторитаризмом", "низким уровнем эмпатии".


Ролевой фактор. В обследовании учителей и психотерапевтов получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и "выгоранием". К.Кондо относит на счет этого фактора те профессиональные ситуации, в которых совместные действия не согласованы, когда нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как результат работы зависит от слаженности действий. Работа в ситуации распределенной ответственности, когда сильно выражено "коллегиальное начало", ограничивает развитие "выгорания".

Организационный фактор. "Выгорание" связано с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудно измеряемое содержание, требующей исключительной продуктивности или с тем, что характер руководства не соответствует содержанию работы. Развитию "выгорания" также способствует неопределенность или недостаток ответственности.

Подходы к профилактике синдрома выгорания

 Важное значение имеют такие качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание – это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации.
Профессиональная помощь при эмоциональном сгорании, по мнению известного психотерапевта Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работы с лицами, подверженными выгоранию, и смягчения действия организационного фактора. Помимо этого, важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены самим волонтером ("модератором", "администратором").
Для волонтера "модератора", "администратора" важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм. Компетентность, умение быстро и эффективно решать проблемы клиента – фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы – курсы, семинары, разовые программы и др. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация – завтра знать и уметь лучше, чем сегодня.

Главными направлениями, предотвращающими выгорание, являются:
– развитие знаний, навыков и умений
– улучшение условий труда и отдыха
– развитие содержания труда
– развитие средств труда
– развитие мотивации
– понимание мотивации (или оплаты) труда
–социальная защита самих «защищающих»
–система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня
–система улучшения психологического климата в группе помогающих.

Существует также немало конкретных способов преградить путь синдрому выгорания:
— культивирование других интересов;
— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой релаксации;
— удовлетворяющая социальная жизнь;
—наличие нескольких друзей (желательно других профессий);
— стремление к желаемому, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессии;
— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
— открытость новому опыту;
— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и в жизни;
— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
— чтение не только профессиональной, но и другой литературы;
— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
— хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать синдрома выгорания, человек должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов.
Профессионализация – целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. В литературе рассматриваются различные аспекты профессионального становления личности. Особое внимание уделяется также разработке методов и приемов преодоления профессиональной деструкции и кризисных ситуаций, которые неизбежны в профессиональном становлении.
Обязательным условием профессионального или помогающего развития личности является осознание приемов профессионального/помогающего самосохранения, которое рассматривается как способность личности противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально-психологический потенциал (в условиях дестабилизации профессиональной жизни), противостоять профессионально обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению.

Особое внимание уделяется приему самосохранения, обозначенному как реализация намеченного профессионального/помогающего плана. Личный профессиональный/ или помогающий план является важным регулятором становление помогающей личности, обобщая ее представления о целях и перспективах профессиональной/помогающей деятельности, основных этапах, путях и средствах ее достижения, возможных препятствиях и способах их преодоления. Наличие четкой и осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение, формирует интерес к будущему как полю самореализации. В работе по формированию личностно и социально значимых стратегий профессиональной/помогающей деятельности большое значение имеет использование биографического метода, побуждающего человека к анализу своей жизни, деятельности, планов на будущее, позволяющего корректировать жизненную программу.

Главной профилактической мерой профессиональных деформаций личности должен быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения. Во время профессионального обучения необходимо создавать как бы дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках предстоящих профессиональных заданий. Необходимо отметить, что существенные профессиональные деформации отрицательно сказываются не только на других сферах жизни, но и на самой профессиональной деятельности, снижая ее эффективность.

Для лиц с тенденцией к слабости нервной системы, с повышенной тревожностью и неадекватно сниженной самооценкой рекомендуется соблюдение следующих правил:
1) короче задания, чаще перерывы;
2) построение учебно-тренировочного процесса от простого к сложному – переходить к более сложным задачам только после того, как закреплен успех;
3) усиление обратной связи – после каждого задания сообщать о результатах его выполнения;
4) максимальная определенность внешних оценок с акцентом на положительные стороны результата;
5) использование растянутого алгоритма – каждое рабочее задание разбить на составные части, подробно разобрать, дать подводящие упражнения;
6) снижение уровня рабочего напряжения – избегать критики, порицания, но и чрезмерного положительного эмоционального подкрепления деятельности;
7) избегание ситуации соревнования, предпочтительнее соревнование с самим собой по принципу «сегодня лучше, чем вчера»;
8) организация работы таким образом, чтобы человек периодически добивался успеха, что способствует повышению уверенности в себе;
9) избегание обучения и работы в группах лиц, существенно превосходящих человека по способностям и профессиональному уровню;
10) создание установки не столько на результат, сколько на процесс, способы и средства выполнения задания;
11) периодическое предложение заданий подчеркнуто гипотетического характера, в которых нет неверных решений.

Для лиц с гиперсильной нервной системой, со сниженной тревожностью, с завышенной самооценкой предпочтительнее другие условия деятельности. Учет индивидуальных особенностей позволяет оптимизировать учебную и профессиональную/помогающую деятельность, помогает выработке индивидуального стиля деятельности. Но сам по себе он не дает максимальной эффективности и не всегда возможен. Поэтому следует целенаправленно формировать значимые для деятельности свойства личности, а при необходимости одновременно проводить психологическую коррекцию. Эти два процесса в большинстве случаев тесно связаны; однако идеальным является случай, когда можно обойтись без предварительной коррекции. Для этого надо начинать целенаправленное формирование личности как можно раньше, что позволяет избежать закрепления нежелательных черт.

Например, в качестве метода профилактики выгорания у сотрудников телефона доверия/или модераторов-администраторов сайта можно предложить организовать супервизию. Это может быть специально обученный человек (не один) из самих администраторов или приходящий психотерапевт. Эта помогающая инстанция должна следить за состоянием душевного равновесия работающих, постоянно способствовать осознанию предмета, методов, целей деятельности, изменения отношения к работе каждого, повышением квалификации.

Особое внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у каждого сотрудника. Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренинговых групп, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и ее границ), концепции телефонной помощи. Каждый должен ответить на вопрос: «Что я делаю?», «Кто я такой?», «Зачем я помогаю?», «Как?».
Умение справляться с собственными негативными переживаниями, с агрессией, чувством брезгливости, раздражительностью: умение не реагировать эмоционально на открытую провокацию со стороны горюющих, не принимать ее на свой счет – это способности, помогающие предотвратить выгорание.

Следует подчеркнуть, что личность развивается не только под воздействием внешнего мира. Большую роль играют тенденции саморазвития, когда свойства личности формируются, исходя из потребностей самой личности, направленных на достижение определенного уровня самореализации.

Наиболее эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста и повышения коммуникативной компетентности. Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психических или соматических заболеваний, если он получает адекватную социальную поддержку.
Хочу предложить чудесный раздел книги известного психолога Самоукиной Н.В.
Получаются нехилые по объему материалы
 Как добиться успеха и защититься от разрушающего стресса


 Нужно изменять к лучшему все, что можно изменить, принимать то, что изменить нельзя, и отличать первое от второго.
Восточная мудрость

 Преодоление неудачи


 Многие люди тяжело переживают неудачи. Некоторым кажется, что если бы время повернуть назад, они действовали бы совсем по-другому, не допустив ни малейшего промаха. Другие, переживая свою ошибку, начинают искать виноватого; они обвиняют либо других, либо себя. Третьи вообще ничего не думают и ничего не делают: они страдают, переходя в пассивное состояние депрессии.

Очевидный факт: переживание неудачи бесполезно, оно ничего не даст, кроме потери времени и здоровья. Поэтому лучше этим не заниматься.

После неудачи более конструктивно - разозлиться! Сказать себе (или прокричать, пока никого нет рядом) такие слова: «Да что же это такое!? Почему мне все время не везет!? Разве я хуже других? Глупее? Ленивее? Совсем нет! Я даже лучше многих, кого я знаю! Значит, я должен, наконец, добиться успеха!»

На самом деле не имеет большого значения, какие конкретно слова вы скажете. Говорите все, что придет в голову. Главное - внутренне переключить себя с негативного переживания подавленности и безнадежности на активное состояние, которое, как правило, появляется в тот момент, когда мы злимся.

Постепенно энергия охватит вас и вместо уныния и разочарования появится чувство радостного устремления на борьбу и достижение успеха.

При появлении активности - сразу действовать! Целенаправленная деятельность, на интенсиве и пределе возможностей, - это лучшая психотерапия!

Именно на преодолении совершаются чудеса. Доказывая себе и окружающим, что ты еще что-то можешь сделать, «рывком», за короткое время можно перепрыгнуть несколько ступенек по пути наверх. Нужно только по-настоящему разозлиться, собраться - и вперед!

«Накачав» себя энергией и активностью, нужно подумать о том, какие способы достижения цели вы уже опробовали и какие есть в вашем резерве, только вы их еще не знаете или не заметили. Расширяйте «зону» своего поиска. Продумывайте самые парадоксальные способы. Сейчас главное для вас - уйти, вынырнуть из состояния тупика и безнадежности.


Делать выбор, двигаясь навстречу событиям

 Перед каждым человеком стоит важный вопрос: принимать жизнь такой, какая она есть, или добиваться своих целей, изменяя жизненные обстоятельства? Где найти главную точку опоры: в заданной свыше судьбе или в самом себе?

На этот вопрос каждый из нас отвечает по-разному. Но если всегда и во всем мы будем полагаться на судьбу, в жизни не останется места для нашего собственного выбора и активности. И наоборот, если человек всегда добивается только своих целей и пренебрегает обстоятельствами, он может истощить собственные жизненные силы и быстро «сгореть».

Наиболее эффективным здесь оказывается принцип равновесия и баланса, который можно сформулировать так: «Выбери из объективных возможностей то, что подходит тебе, и действуй. Но вовремя остановись, если идет сопротивление».

Расшифровка этого принципа состоит в следующем:
Необходимо точно сформулировать собственную цель.
Важно проанализировать ситуацию и выделить две группы условий - способствующих и препятствующих достижению цели.
Из условий, способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые наиболее подходят: сокращают время и дают возможность сберечь силы.
Из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно изменить, и те, которые изменить нельзя. Подумать, какие из них преобладают.
Если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать.
Условия, которые препятствуют достижению цели и которые изменить нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны. Гибко и осторожно вести свой жизненный «корабль», стараясь маневрировать так, чтобы рифы и опасные препятствия не пробили его корпус.
Если же препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, лучше на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую цель. Вполне возможно, что ситуация изменится так, что упростится достижение поставленной цели или сама цель перестанет быть значимой. В любом случае, не следует «ломиться в закрытую дверь».

Чутко прислушаться:

когда начинается успех?

Многие из нас встречались с тем, что обычно называется успехом или везением. Но немногие смогли вовремя почувствовать, что это важный и, может быть, единственный шанс изменить себя и свою судьбу. Нам часто кажется, что все еще впереди и таких моментов удачи или везения в нашей жизни будет много. Но проходят годы, и мы убеждаемся, что это не так. Мы начинаем сожалеть, что оставили занятие, в котором были успешны. Но, увы, уже потеряно время и нет того запала, который был раньше...

Как различить: пришедшее везение - это случайная удача или устойчивый успех? Это действительно трудно понять, потому что успех приходит по-разному.

Вспомните: когда в вашей жизни что-то долго не получалось, вы прикладывали неимоверные усилия, работали на пределе возможностей, старались и вдруг - получилось! В этом случае успех воспринимается как необходимый результат долгого и упорного труда.

Но успех может прийти и тогда, когда вы его совсем не ждали. Вы что-то делали «спустя рукава», не придавая этому большого значения или просто ради удовольствия. Но неожиданно для вас окружающие приходят в восторг и восхищение, говорят лестные слова о вашем таланте. Постепенно вы и сами начинаете верить в то, что ваше случайное занятие «для души» может стать смыслом вашей жизни.

Может быть и так, что долгие годы вы работаете «в поте лица», но вам упорно не везет. Ваши ровесники давно обогнали вас. Но когда многие из них уже «выдохлись», вы, наоборот, только начинаете «набирать обороты». И за какие-нибудь два-три года вырываетесь вперед.

Словом, у каждого свой темп и свое время. Главное - быть внимательным к своей судьбе и не упустить момент, когда судьба станет к вам благосклонной.

Если пошла «золотая жила», выложись до конца

 Если уж повезло, надо соответствовать уровню везения, тут уж надо выложиться, чтобы не понизить планку.

Вера Глаголева, актриса


 Действительно, трудно угадать, случайное ли это везение или устойчивый успех. Правило эффективного действия здесь можно сформулировать кратко и точно: в момент удачи выложись до конца. А дальше жизнь сама покажет, был ли это просто случай или перед вами возникли новые возможности.

В любом случае, то, что наработано, не пропадает зря. У человека формируются профессиональные навыки, выносливость, трудолюбие, упорство. И даже если сейчас судьба улыбнулась и прошла мимо, в будущем эти качества, несомненно, окажутся полезными.


Запомни свое внутреннее состояние


 Знаете ли вы свое внутреннее состояние, которое позволяет вам достичь успеха? Вспомните себя в тот момент, когда у вас получилось что-то важное и значимое.

Каким вы были:
спокойным и уверенным, как будто наперед знали и чувствовали, что у вас все получится;
отстраненным и охлажденным, проявляя внешнее равнодушие к тому, что произойдет;
горячим и напряженным, страстно желая достичь успеха;
искренне удивленным, не ожидавшим, что получится такой хороший результат;
чувствовали состояние внутреннего полета;
вообще ничего не чувствовали, полностью растворяясь в деятельности.

Правило таково: внутреннее состояние успешности надо помнить и уметь быстро настраивать себя на него. Начало успеха - внутри нас самих.

Мягкое вхождение

 Важно также удержаться от того, чтобы сразу не начать действовать слишком интенсивно. Можно «перегореть» в самом начале или наделать слишком много ошибок именно тогда, когда еще до конца не понятны все условия и обстоятельства.

Лучшая стратегия движения в самом начале: маленькими шажками, терпеливо и постепенно входить в новое дело, занятие, деятельность. Медленно и осторожно раскручивать пружину своей внутренней энергии, набирая опыт и уверенность в себе.

Например, книгу в 200 страниц человек пишет в течение долгих месяцев. И только умение терпеливо писать страницу за страницей каждый день («Ни дня без строчки!») постепенно делает ее издание все более и более реальным. Будущая мать вынашивает ребенка долгие девять месяцев (270 дней и 6480 часов!). Она страдает от всяких недомоганий, в последние месяцы ей тяжело ходить, в жизни возникает множество ограничений. Ребенок внутри ее тела формируется медленно, клеточка за клеточкой. Но наступает день, когда за несколько часов на свет появляется новый человек!

Не хотеть слишком сильно

 Давайте вспомним русскую сказку об Иванушке, который лежал на печи, а затем выловил волшебную щуку из речки, выполнившую его желания. Мы часто иронизируем над этой сказкой: «Везет Иванушкам-дурачкам!» Но забываем о том, что в сказках заложена народная мудрость: «Везет тому, кто не слишком усердствует в желании добиться успеха. Более того, судьба благосклонна к тем, кто вообще ничего не хочет, кто свободен от желаний и целей».

Действительно, многие из нас замечали, что если мы излишне сильно чего-то хотим, неожиданно возникают какие-то препятствия, будто сама жизнь и судьба начинает нам сопротивляться. Чем больше мы прилагаем энергии и усилий для достижения значимой цели, тем больше возникает объективных и субъективных факторов, препятствующих исполнению наших желаний и ломающих наши планы.

Здесь важно найти свой оптимальный уровень активности, при котором «все получается». Чуть меньше активности - ничего не происходит, жизнь и дела «стоят на месте». Чуть больше усилий - начинается сопротивление.

Важно также помнить, что слишком сильное желание достичь поставленной цели и успеха всегда сопряжено со страхом неудачи. Выше мы обсуждали эту закономерность: страх блокирует наши внутренние возможности и снижает наш творческий потенциал. В результате мы можем пройти мимо условий, которые могли бы привести нас к успеху. Чтобы их увидеть, нам надо было лишь посмотреть на ситуацию со стороны, а это невозможно сделать, если мы боимся ошибиться.

Снижать значимость

 Жизнь идет навстречу нашим планам и начинаниям именно тогда, когда мы внутренне свободны, раскрепощены и, как это ни странно, не испытываем слишком сильного желания чего-то достичь. Нам начинает сопутствовать везение, если мы говорим себе: «Хорошо, если у меня получится, но не будет большой трагедии, если не получится», «Для меня это не столь значимо, есть дела пова

Оставить комментарий

Пока никто не оставил комментариев.

Пропал ребенок!

сообщить

Жестокое обращение!

сообщить

Противоправный контент!

сообщить

Линия помощи!

сообщить

Организаторы

  • Региональный общественный центр Интернет технологий
  • Общественная Палата
  • Сопротивление
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

При поддержке

To Top