Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Противодействие цифровым угрозам, современному рабству и опасностям для детей

14 03.2014

комментарий: 1

Влияние интернета на суицид среди подростков

Россия входит в число стран с высоким уровнем самоубийств – более 20 человек на 100 000 населения. Около при этом около 10% приходится на детей до 14 лет и около 20% на подростков 14-18 лет.  В России  в 2013-2014 году показатель суицида среди молодежи на 100 тыс. составляет 20, что превышает средний мировой показатель в 2,7 раза.

Причины суицида в подростковом могут быть самыми разными, однако можно выделить несколько основных: это ощущение себя «не таким как все», недостаток общения, а также жестокое обращение как в семье, так и в среде сверстников.

Для подросткового возраста характерны поиски себя и своего места в мире, первые крупные успехи и не удачи. В этот период очень важную роль играют взаимоотношения с окружающими, прежде всего – с семьей и друзьями. Комфортная атмосфера в семье является залогом здоровой психики ребенка как на более раннем этапе, так и в период взросления. Однако под этим имеется ввиду не только то, насколько семья «благополучна» - нередко самоубийства совершают как раз дети из, на первый взгляд, вполне благополучных семей. Однако «интеллигентные» родители не всегда проявляют остаточно внимания к ребенку – часто от этого их отвлекает работа. Конечно, нельзя приуменьшать роль работы в жизни каждого человека, однако очень важно при этом не забывать о необходимость принимать участие в жизни близких. Именно такого простого человеческого участия, внимания и понимания часто не хватает подросткам. Непонимание – та стена на которую натыкаются в подростковом возрасте многие люди, если выделяются среди остальных – стилем одежды, увлечением, образом мыслей, интеллектуальным уровнем. Для родителей в этом случае принципиально важно стараться принимать ребенка таким, какой он есть, а не стараться всеми силами переделать его в того, кем они хотят его видеть. Часто даже послушные дети не выдерживают нагрузки завышенных ожиданий, результатом чего могут являться нервные срывы вплоть до наиболее печального исхода – суицида.

Помимо поддержки родителей подростки испытывают эмоциональную потребность в общении со сверстниками-друзьями, у которых были бы схожие взгляды и интересы. Однако не всегда бывает достаточно просто найти такого человека в ближайшем окружении. Иногда виной тому простая стеснительность, иногда – случайно сложившиеся предубеждения сверстников по отношению к подростку, либо «инаковость», проявляющаяся в необычных хобби, литературных или музыкальных пристрастиях. В этом случае подростки часто обращаются к интернету в поисках «родственной души». Однако, как и во многих других случаях, интернет в решении этой проблемы дает неоднозначный результат. С одной стороны, это действительно возможность выйти за рамки привычного опостылевшего круга общения, «где никто не понимает». Возможность найти людей, интересующихся теми же темами, способными по достоинству оценить творческие порывы подростка. С другой стороны – интернет-знакомства, как известно, далеко не всегда ведут к хорошему. За личиной интернет-друг до поры до времени может скрываться человек, который ждет возможности самоутвердиться, унизив другого в тот момент, когда он ждет этого меньше всего. И именно такие ситуации часто являются поводом для суицида на фоне общего депрессивного состояния.

Вот пример подобной ситуации, результатом которой стала неудачная попытка самоубийства:

Анна, 15 лет, Тамбов

 

«У меня никогда не было друзей. Ни в школе, ни дома. Наверное, потому что я очень странный человек, я сама это понимаю. Меня не интересует мода, красивые шмотки, я всегда ношу черные брюки и свитер, не пользуюсь косметикой. Родители меня не понимают, мама все время ругается: «Все девочки как девочки, а ты...» Потом начинает орать на меня за то, что отличаюсь от других. Хотя она, наверное, права. В школе я меньше, чем серая мышка, ни один парень на меня не смотрит, да и вообще меня в принципе не замечают, как будто я и не существую вовсе.

Раньше после школы я только телевизор смотрела, потом мне ноутбук подарили. Там я скачала онлайн-игру — не помню какую — и познакомилась в ней с одним человеком. Ему было 15, и он жил в моем городе. Сначала мы в игре переписывались, потом он предложил встретиться в реальном мире, я согласилась. Я думала, что наконец и мне повезло, я смогу выйти замуж и не буду стареть в одиночестве. Это моя главная мечта — выйти замуж за человека, который будет защищать меня от зла этого мира. Но я ошиблась. После третьей встречи, после кино, он написал мне, что разлюбил, намекнул, что у меня никогда не будет парня. И ведь он прав: я уродина, на мое лицо без страха не взглянешь, и фигура уродливая, неправильная осанка. Вот тогда-то я и решила из жизни уйти. Я и раньше об этом думала, но как-то не решалась, страшно было. Но я поняла, что жить еще страшнее, лучше уж умереть и стать наконец свободной. Не видеть этой долбаной, с детства ненавистной школы с одноклассниками, которые думают только о себе, не видеть этого предателя, который — наверняка из-за [моей] внешности — понял, что ему такая страшная жена, как я, не нужна.

Сразу же после этого меня в школе подставили, кто-то подписал чужую тетрадь моими инициалами и сдал учителю. Тогда я поднялась на последний этаж школы и залезла на окно. Этот способ я продумала уже давно, другие способы самоубийства не годились: резать вены больно, таблетки — неэффективно, броситься под машину — у водителя проблемы потом будут. Но меня сняла с окна учительница русского. Потом были разговоры с администрацией школы, в которых мне говорили, что мой поступок плохо повлияет на репутацию школы. Какая-то жалкая репутация их жалкой школы им была важнее жизни человека. Ненавижу их. И школу эту ненавижу. Был разговор с мамой, в котором она-таки смогла отговорить меня от самоубийства. Родителей мне стало жалко, и бабушку, она старенькая — не пережила бы. Но жизнь свою я по-прежнему ненавижу. И людей ненавижу. Хотя нет, буду точнее: ненавижу молодежь. К маленьким детям и пенсионерам нейтрально отношусь, а вот всех молодых лютой ненавистью ненавижу, и себя в первую очередь.»[i]

Поэтому крайне важно понимать, что даже на прекрасном, на первый взгляд, интернет-друге нельзя замыкаться. Если он подведет это станет роковым ударом. Как сам подросток должен отдавать себе в этом отчет, так и родители должны ему об этом напоминать. Однако ни в коем случае не следует запрещать подростку общаться в интернете, если он видит в этом единственную отдушину. Выходом в этой ситуации должно служить умножение контактов, развитие общительности хотя бы на уровне интернета. В дальнейшем это может служить хорошей базой для развития реальных контактов, ведь несмотря на специфичность интернет-общения нельзя отрицать, что оно также развивает коммуникативные навыки. В интернете уйти от неприятных сторон общения можно, просто закрыв страницу форума или социальной сети. Изменить свою жизнь в интернете можно, просто посещая не те сайты, что прежде. Важной помнить о том, что существует такая простая возможность и ценить ее.

В целом замыкание на интернете подростка, сталкивающегося с непониманием в повседневной жизни, является не настолько позитивным, несмотря на то, что может давать определенные возможности общения и самовыражения, которые не дает реальность. Важно помнит о том, что киберреальность не может целиком заменить этот пусть и несовершенный мир живых людей. Необходимо расширять контакты и в реальной жизни, искать способы самовыражения, новые хобби и новых друзей, которые эти совместные занятия могут принести. В этом важна роль родителей: не допустить у одинокого ребенка развития интернет-зависимости. Подростку важно показать обилие возможностей в реальности. Помимо позитивного эффекта в развитии коммуникативных навыков, посещение кружков и спортивных секций также препятствует развитию интернет-зависимости об опасностях которой и сами взрослые уже имеют представление часто на собственном опыте.

Еще одна опасность интернета для суицидально настроенных подростков – так называемые клубы самоубийц в интернете. Они романтизируют смерть и поддерживают подростков в их желании умереть, делятся информацией о возможных способах. Они представляют большую реальную опасность, поскольку коллективное обсуждение суицидальных намерений способствует снижению естественного для человека страха перед смертью. Ведь в этом случае появляется ощущение, что он делает это не один, а раз так – то не так уж он и неправ в своем желании. Очевидно, что реальным знакомым и прежде всего, родителям подростка достаточно маловероятно доведется узнать о том, что он состоит в подобном клубе. Однако можно определить интерес к этой теме по определенным признакам – употребление жаргонизмов на тему суицида – например «вскрыться» как синоним вскрыть вены и т.д. Давление на подростка и его разумность в этом случае может привести лишь к отрицательному результату. Важно донести до него, что количество неудачных попыток самоубийства намного превышает количество успешных. И последствия в этом случае будут весьма печальны: результатом станет отнюдь не избавление от страданий, а вполне вероятно – инвалидность (как физическая, так и психическая).

Основной причиной суицида в целом можно назвать неудовлетворенность  текущей жизненной ситуацией и отсутствие очевидных выходов из нее. Для подростка с подобной ситуацией сложнее справиться, чем для взрослого и гораздо легче в нее попасть в силу общей меньшей психологической устойчивости.

Интернет может стать инструментом, с помощью которого можно показать светлые стороны жизни: в последнее время появляется все больше сайтов с добрыми историями из жизни простых людей, которые дают понимание, насколько хорошее в жизни человека зависит от него самого.

Для современного подростка демонстрация взрослыми позитивных возможностей интернета может стать «светом в конце туннеля», как понятные и близкий к повседневности вариант, не требующий от них дополнительных напряжений душевных сил, как, например, в случае с посещением кружка, где будет необходимо преодолевать свою стеснительность. В каком-то смысле – интернет это также простой выход, а именно простого выхода ищут суицидально настроенные подростки.

Кроме того, в интернет можно обратиться за психологической помощью. Он обеспечивает большую степень анонимности для обращающегося – ведь нередко стыдно признаться в том, что помощь действительно нужна. А суицидальные настроения чаще всего являются именно призывом о помощи, а отнюдь не результатом психического заболевания.


 

Оставить комментарий

Комментарии пользователей (1)

Комментарий

Федотова

Алиса (Пользователь):

“За личиной интернет-друг до поры до времени может скрываться человек, который ждет возможности самоутвердиться, унизив другого в тот момент, когда он ждет этого меньше всего” – вот! Поэтому нужно присматривать за своими детьми до поры до времени, пока у них не устаканится психика и они не научаться фильтровать полученную информацию. Можно установить программы специальные, благо XXI век это позволяет, например, kidinsafe. Сама недавно прозрела от того как далеко шагнули технологии, чтобы установить программу достаточно пары минут, даже дочке установила на телефон, пока она в душе была. Но я бы не стала полностью доверять технологиям, человеческий фактор все же лучше механического, как ни крути…

Пропал ребенок!

сообщить

Жестокое обращение!

сообщить

Противоправный контент!

сообщить

Линия помощи!

сообщить

Организаторы

  • Региональный общественный центр Интернет технологий
  • Общественная Палата
  • Сопротивление
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

При поддержке

To Top