Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Противодействие цифровым угрозам, современному рабству и опасностям для детей

Блог как средство общения

Блоги, или «сетевые дневники» - пока еще по-прежнему модное увлечение многих интернетчиков. Некоторых людей в Интернет привели именно блоги – возможность что-то сказать миру и пообщаться с ним. Несмотря на то, что позднее в Сети возникли более «модные» «фишки» - например, социальные сети – блоги по-прежнему остаются популярными и так или иначе получают свое творческое развитие. 

Словечко «блог» пошло от своего англоязычного названия web log – «сетевой журнал». Появились они еще в конце 90-х годов в США, и общеизвестный ЖЖ был не первым. К началу нового века существовали такие сервисы, как OpenDiary, Blogger.com. Живой Журнал (он же LiveJournal), в какое-то время ставший в России синонимом слова «блог», возник в 1999 году - по «канонической» версии, Брэд Фитцпатрик предвосхитил идею наших «Одноклассников» и хотел создать сервис для общения с теми, с кем когда-то учился. Однако проект неожиданно получил признание юзеров по всей Америке, а затем и за ее пределами – и его, разумеется не без «задней мысли» заработать, начали улучшать. В 2000 году в ЖЖ появились сообщества, в 2001 году – френдленты (от слова friend – друг, далее понятно).

Примерно тогда же возникает первое русскоязычное сообщество в ЖЖ. В условиях обозначившихся ограничений на свободу слова «мыслящая интеллигенция» логично увидела в американском публикационном сервисе отличное средство не только бесцензурно высказать свои политико-гражданские соображения, но и подискутировать в онлайне. Поэтому состав ЖЖистов «первого призыва» был весьма солиден: журналисты, политологи, юристы, психологи, врачи, писатели… Однако широкое проникновение Интернета, естественно, «размыло» «элитарную» среду российских блогеров, и в блогосервисы пришли «обычные» юзеры – клерки, студенты и школьники, тусовщики. Типичный современный блогер в России теперь выглядит так: студентка старших курсов московского университета. В целом же по стране больше половины блогеров – женщины (преимущественно студенческого возраста – 19-24 лет), из которых четыре пятых живут в «двух столицах».

Всего русскоязычных блогов, на начало 2008 года, насчитали свыше трех миллионов – примерно 3,2 млн. страниц. Это при суточной аудитории Рунета в 10 миллионов. Вся эта масса распределяется по нескольким блогосервисам, среди которых лидируют LiveInternet и кириллический сегмент «старичка» LiveJournal.

У экспертов, анализирующих блогосферу, существует три взгляда на нее: как на социальную сеть; как на новую форму средства массовой информации; и даже как на способ сделать на этом деньги.

С традиционной социальной сетью типа «Одноклассников» у блогов общего то, что и те и другие помогают находить друзей и объединять их в некое сетевое сообщество. Однако, в отличие от традиционной соцсети, блог позволяет еще и вести полномасштабный обмен информацией. А также, благодаря этому обмену, влиять на реальный мир – скажем, путем виртуальных или реальных флэшмобов.

То, что блоги превратились в новое медийное средство, сейчас понятно, наверное, даже ежу. Именно блоги (а даже не сайты) резко двинули вперед возможность самостоятельно публиковать ту информацию, которую автор считает нужным, без посредников в лице редакций и издательств. При этом (и даже параллельно с этим) блоги дали невиданную ранее степень свободы и оперативности коммуникации. Как результат – в какой-то степени блоги вступили в конкуренцию с традиционными СМИ. Именно в блогах можно найти информацию о событии, ускользнувшем от внимания журналистов, или получить альтернативный взгляд на нечто освещенное в СМИ. А иногда бывает, что блогеры разоблачают неточности или откровенное искажение информации – как, например, было с фотоколлажем якобы «ракетного обстрела» Бейрута. В результате на определенном этапе (в конце 2006 года) стали все более и более настойчиво говорить о перспективе медиаконвергенции – «сращивания» традиционных СМИ и пользовательских сервисов. Собственно, она уже началась – СМИ не стесняются размещать ссылки на блоги, указывать блогосферу источником информации, а иногда и вести свои блоги – даже с виртуальными персонажами.

С притоком денег ситуация посложнее. Разумеется, блогосервис может приностиь прибыль своим создателям даже самыми разными путями. Самый банальный – это реклама. Другой, требующий некоторого доверия пользователей – введение платных сервисов для пользователей. Здесь важно не «переборщить», как это сделал в начале 2008 года Живой Журнал – тогда была сделана попытка отменить возможность регистрировать новые бесплатные аккаунты. ЖЖшная аудитория объявила протест, и под влиянием рыночной конъюнктуры администрация была вынуждена пойти на попятный.

Однако при помощи блогов могут зарабатывать и их владельцы. Например, уже возникали попытки использовать блогеров-«тысячников» как пиарщиков – правда, уже сам слух о такой возможности вызвал неприятие у массовой блогоаудитории. Чуть раньше «тысячник» Самсон Шоладеми пытался торговать ссылками в своем ЖЖ – с аналогичным результатом. Поэтому более «безопасный» вариант – раскручивать нечто, что ты мечтаешь продать, в своем блоге. Таким путем пошел журналист-писатель Дмитрий Глуховский при написании своей повести «Метро» - он, чтобы заинтересовать аудиторию и будущих издателей, стал выкладывать пробные главы в блоге. Задумка удалась, и бумажный «Метро 2033» был активно раскуплен «в реале». Кстати, предварительная выкладка текстов помогла автору исправить множество «ляпов», которые он не затруднился проверить при написании – как-то инфраструктуру метро, звук от выстрелов из разного оружия, «анатомию» автомата и прочие «мелочи».

Однако даже при доминировании «гламурных девочек» российская блогосфера была и остается чуть ли не самой политизированной. Связано было это с планомерным ограничением альтернатив на информацию в России начала XXI века. И чем меньше оставалось источников неофициальной информации и «неканонических» дискуссий, тем больше и шире заинтересованные в этом уходили в Интернет. Как считают многие эксперты, популярность американского ЖЖ на определенном этапе была связана именно с тем, что он… американский – дотянуться до его «редакции» и серверов из России было проблематично. Как только кириллический сектор ЖЖ был продан российской компании, сразу наметилась тенденция к «засекречиванию» и даже удалению блогов – по той же причине. Второй причиной стал «переход Рубикона» российскими правоохранителями – они стали привлекать к ответственности блогеров просто по факту их нахождения в России, несмотря на то, что публикация произошла на сайте под юрисдикцией США (а значит, действующего по американским законам, включая Первую поправку про свободу слова). Самым знаменитым уголовным делом в блогосфере стало обвинение сыктывкарского музыканта Саввы Терентьева за критику российской милиции, и так не сильно популярной в народе (согласно Левада-Центру). Все это прямо повлияло на замедление роста российской блогосферы, имевшее место в 2007 году и в определенном плане продолжающееся в 2008-м.

Нельзя не упомянуть об еще одной ипостаси блога – как средства информационной войны. Особенно между персонажами. В блогосфере почему-то не принято придерживаться общепринятых «в реале» этических норм, поэтому малейшее несогласие с чьей-то точкой зрения порождает поток хамства, а то и угроз с нецензурщиной. Максимальная санкция – бан (запрет доступа), накладываемый либо владельцем блога (для своего «информационного пространства»), либо «полицией блогосферы» - для ЖЖ это Abuse Team, «команда по обидам». К сожалению, для полного прообраза сетевого саморегулирования не хватает одного – общественного осуждения блогохамов, которые от отсутствия физических санкций иногда чувствуют себя ненаказуемыми… По опросам, это также сдерживает рост блогосферы, особенно среди «интеллектуальной» части потенциальных блогеров.

В целом же, если человеку есть много что сказать – блог для этого является наилучшим средством. Так что судьба пейджеров блогосервисам пока никак не грозит – по крайней мере, в обозримом будущем. Не исключено, что блоги будут сращиваться с социальными сетями, давая преимущества и того и другого – в России, например, пробуется подобный проект Делаю.Ру. Возможно, в блогосферу уйдут ленты новостей традиционных СМИ – и туда окончательно «перекочует» обсуждение журналистских статей. Уже появляются видеоблоги, то есть, кроме «персональных газет», возникли еще и «персональные телестудии». Все это наводит на мысль, что слово «блог» не скоро станет анахронизмом…

Оставить комментарий

Пока никто не оставил комментариев.

Пропал ребенок!

сообщить

Жестокое обращение!

сообщить

Противоправный контент!

сообщить

Линия помощи!

сообщить

Организаторы

  • Региональный общественный центр Интернет технологий
  • Общественная Палата
  • Сопротивление
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

При поддержке

To Top