Уполномоченный по правам ребенка при президенте Павел Астахов предлагает ставить вопрос об ограничении родительских прав на полгода, если ребенок остался без присмотра. Об этом он заявил в эфире «Русской службы новостей», комментируя инцидент в Санкт-Петербурге, где по очевидной халатности работника ГИБДД был эвакуирован автомобиль с грудным ребенком, пишет Лента.Ру.
По мнению Астахова, "ребенка до 8 лет вообще нельзя оставлять одного, это может стоить ему жизни". При этом он ссылается на многочисленные случаи в США, где забытые на длительное время без присмотра в салоне автомобилей дети погибали от жары. СМИ уже интерпретировали заявление Астахова как "наказание за пять минут без присмотра". Однако Астахов явно не учитывает, что в быту естественными являются ситуации, когда ребенок может нанести себе повреждения даже под присмотром родителей, и тем более естественными являются случаи, когда в тех или иных ситуациях ребенок находится в одиночестве (например, во время сна, как это было в комментируемом питерском случае).
Более того, заявления Астахова фактически согласуются с тем, против чего он публично протестует на международной арене — к примеру, с правом социальных служб непродуманно вторгаться в процесс воспитания детей и даже отбирать их по столь же непроверенным случаям, как это имело место в Норвегии и Финляндии. В этих случаях российский детский омбудсмен выступал с прямо противоположными заявлениями. Подобные реакции на аналогичные инциденты могут лишь вернуть из прошлого опасения граждан относительно так называемого "ювенального террора" — вторжения государства в семьи — и резко усилить социальную напряженность, полагают комментаторы в Интернете.
Напомним, в Санкт-Петербурге на днях была совершена попытка эвакуации автомобиля со спящим четырехмесячным ребенком. Родители оставили спящего ребенка в салоне автомобиля и вышли в магазин; практически через несколько минут (согласно СМИ, менее 10 минут) автомобиль был погружен на эвакуатор. Осматривавший салон работник ГИБДД, разрешивший эвакуацию, якобы не заметил в салоне автокресла с ребенком, ссылаясь на затонированность задних окон (хотя на практике автокресло отлично видно через лобовое стекло и передние стекла авто). Наличие ребенка в машине выяснилось только от родителей, причем ребенок так и приехал без чьего-либо присмотра на штрафстоянку. Ребенок все это время мирно спал и даже не заметил инцидента. Однако вместо привлечения к ответственности работника ГИБДД угрозы посыпались на родителей ребенка — в частности, СМИ сообщили, что в отношении них было возбуждено дело по статье 125 УК РФ "Оставление в опасности", хотя диспозиция этой статьи совершенно не относится к данному случаю. Можно предположить, что таким образом осуществляется выведение из-под ответственности работника ГИБДД и эвакуаторной службы, в том числе на фоне массового народного недовольства данной "услугой" в различных городах РФ (в Краснодаре было сожжено два эвакуатора, в Москве проводятся массовые митинги водителей и т.п.). Как ни удивительно, версии про "тонированные стекла" придерживается в своем комментарии и Астахов, заявивший в эфире, что сваливать всю вину на эвакуаторщиков "несправедливо".