Почти 45 тысяч южноуральцев прячутся от судебных приставов, потому что не хотят платить алименты. Причем треть из них — женщины!
Горе-родителям все равно, как живет их малыш. Они выбросили ребенка из своей жизни словно котенка. Но вот парадокс: их никто не осуждает. Даже напротив, алиментщиков у нас часто жалеют. А на форумах в Интернете дают советы друг другу, как не платить своим отпрыскам дань. — Люди стали черствыми, — вздыхает главный судебный пристав Челябинской области Владимир Морозкин. — В этом виновато общество: отказ от алиментов уже не считается позором. Но если люди решат, что такого не должно быть, отказов станет меньше.
Сейчас бороться с неплательщиками пытаются разными методами. Для начала судебные приставы рассылают письма в бухгалтерию предприятий, где трудятся должники. Бухгалтер имеет право удержать часть зарплаты в пользу ребенка. Но многие алиментщики не имеют работы: не могут устроиться или попросту не хотят. Тогда судебные приставы отправляют их в службу занятости населения. Там одна часть родителей получает направление на работу, другая — статус безработного. В этом случае деньги снимают с зарплаты или с пособия по безработице.
— Среди должников есть такие, кто не платит «из принципа». Например, бывший муж поругался с женой и не хочет давать ей деньги, — говорит Владимир Морозкин. — К таким алиментщикам мы применяем жесткие меры — арест имущества и ограничение выезда за рубеж. И знаете, состоятельные должники за раз возвращают долги в 200, 300, а то и 500 тысяч!
Для злостных неплательщиков в нашей стране предусмотрена даже уголовная ответственность. Но в Челябинской области 157 статья УК работает очень плохо. Южноуральские суды довольно лояльно относятся к должникам и свободы никого не лишают. Как правило, выписывают штрафы.
— Если должник не платит алименты, он и штрафы не платит! — замечает Морозкин. — У нас есть алиментщики, которых судили по два и три раза, но денег от них мы не видели!
Одинокие матери, которым нечем кормить детей и платить за учебу, давно обивают пороги Госдумы. И вот в Москве, наконец, возникла идея создать в России Государственный алиментный фонд. Предполагается, что государство возьмет на себя выплату алиментов, а потом будет взыскивать свои затраты с горе-пап и мам.
— Такой подход в корне неправильный! — уверен отец четверых детей и депутат Законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров. — Получается, что добропорядочные граждане страны будут платить дополнительные налоги на содержание чужих детей! А поддержку государства опять получат проблемные семьи, а не те, кто честно и трудолюбиво воспитывает своих детей сам.
Более того, считает наш земляк, если появиться Государственный фонд, быть нерадивым родителем станет выгодно.
— Я сомневаюсь, что государству удастся вернуть потраченные деньги, — добавляет Владимир Морозкин. — Если сегодня должник не платит ребенку, то завтра он точно так же не будет платить в бюджет.
Депутаты Заксобрания области придумали альтернативу московской идее. Они предлагают внести поправки в Семейный кодекс России и страховать детей от развода родителей. На практике это может выглядеть так: родители каждый год отчисляют какую-то сумму на счет ребенка. Если они разводятся, эти деньги становятся дополнением, а то и заменой алиментов. А если родители живут в любви и мире, то при достижении чадом 18-лет вся сумма возвращается в семью, ее можно потратить на учебы или другие нужды ребенка.
— Только не относитесь к этой идее как к очередному изъятию денег из семейного бюджета, — говорит Константин Захаров, — на самом деле это вложение, инвестиции в ребенка!