img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Большинство случаев жестокого обращения с детьми носят скрытый характер

11 лет назад

Причиной нарушения социализации детей является дезадаптация семей, поэтому необходимо создавать службы раннего вмешательства, считают эксперты, которые на пресс-конференции в РИА «Новости» обсуждали аналитический доклад Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Председатель правления Фонда поддержки детей Марина Гордеева отметила три болевые точки, с которыми необходимо начинать работать как можно раньше: жестокое обращение с детьми, реабилитация детей с ограниченными возможностями, преступность несовершеннолетних.
В докладе фонда приводится статистика жесткого обращения с детьми: в 2010 году 1,7 тыс. детей погибли, 2,4 тыс. получили тяжкий вред здоровью (в 2009 году 1,6 тыс. и 2,4 тыс. соответственно); 64 584 родителя были лишены родительских прав, 5463 ребенка были отобраны при непосредственной угрозе жизни или здоровью (в 2009 году – 72 012 и 6036 соответственно).
«К сожалению, основным методом решения проблемы домашнего насилия над детьми остается система санкций в отношении родителей», – констатируют авторы доклада. Однако, по их мнению, основным методом воздействия на неблагополучные семьи должно стать проведение профилактической работы, усиление контроля за неблагополучными семьями как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций. Лишение родительских прав должно являться крайней мерой, когда все другие способы воздействия исчерпаны, уверены эксперты. Они пришли к выводу, что в системе защиты детей от жестокого обращения недостаточен уровень взаимодействия заинтересованных служб: это ограничивает работу по профилактике жестокого обращения и зачастую сводит ее к регистрации проблемной ситуации, формальным беседам или изъятию из семьи. Также необходимо повышать профессиональный уровень персонала учреждений, в том числе путем признания важности труда, материального стимулирования специалистов. Кроме того, ситуация с детским и семейным неблагополучием должна быть одним из параметров, по которым оценивается результативность региональных органов управления.
Эксперты отметили, что необходимо раннее вмешательство в системе реабилитации детей с ограниченными возможностями. Как считает президент благотворительного фонда «Защита детства» Наталья Карпович, самое сложное положение у семей, где есть ребенок-инвалид. Службы сопровождения таких семей должны начинать помогать до того, как ребенку исполнится три года, именно это эффективно, добавила Карпович. Число детей-инвалидов в России в 2010 году достигло 550 545 человек, что больше чем в 2009 году на 1,6%. На первом месте среди причин инвалидности у детей – врожденные аномалии развития. Авторы доклада уверены, что программы раннего вмешательства позволят таким детям остаться в семьях и помогут их социализации. Программы помощи семьям с детьми раннего возраста, имеющими нарушения развития, должны будут осуществлять команды специалистов – врачей, социальных педагогов, логопедов, психологов и т.д., а родители станут неотъемлемой частью команды. Строятся такие программы исходя из оценки потребностей семьи и ребенка.
«Воспитание в учреждениях – наименее желательный вариант с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в развитии. Практика показывает, что воспитание в учреждениях обходится вдвое–вчетверо дороже, а результаты значительно хуже, чем при семейных вариантах жизнеустройства», – отмечается в докладе. На данный момент препятствием для обеспечения эффективной работы служб раннего вмешательства является отсутствие утвержденных положений о службе, нормативно-правовой базы, межведомственная разобщенность и неотработанность механизмов финансирования – такие выводы содержатся в исследовании.
По словам Гордеевой, с 2005 по 2010 годы число детей, совершивших правонарушения, сократилось со 150 тыс. случаев до 78 тыс., однако выросло число повторных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. По ее мнению, это объяснятся практикой лишения несовершеннолетних свободы. «Терапевтический эффект такой воспитательной работы давно подвергается сомнению со стороны общественности и профессионалов», – отметила Гордеева.
Она уверена, что снижение возраста привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних с 14 до 12 лет, как ранее предлагали депутаты Госдумы, недопустимо. По данным МВД и ФСИН России число осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте и отбывающих наказание в виде лишения свободы, в 2010 году составило 4053 человека (в 2009 году – 5970). Число воспитанников в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа в 2010 году составило 2950 человек (в 2009 году – 3316). В докладе отмечается, что в настоящее время идет процесс реформирования пенитенциарной системы: разработана новая модель учреждения для содержания осужденных в возрасте от 14 до 25 лет, которая уже действует в ряде регионов, – воспитательный центр.
Воспитательный центр отличается от колонии тем, что изменяются бытовые условия отбывания наказания: дети живут по четыре человека, жилищная норма на одного – не менее 6 кв. м, приоритет отдается психолого-педагогическим и социальным методам воздействия на осужденных, увеличивается количество сотрудников, минимизируются элементы, характерные для тюремного учреждения.
Предполагается, что в 2012 году модель воспитательных центров будет внедрена во всех колониях. В докладе говорится, что для улучшения положения детей в пенитенциарных учреждениях в том числе требуется развитие системы выдачи грантов общественным организациям, оказывающим помощь в сфере социальной поддержки детей в таких учреждениях, развитие служб, которые бы оказывали поддержку несовершеннолетним, вернувшимся из мест лишения свободы.
Эксперты пришли к выводу, что существует общая причина возникновения всех перечисленных проблем – дезадаптация семьи, которая приводит к нарушению социализации детей.
По словам председателя комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, соруководителя экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020» по вопросам развития общественных институтов Елены Тополевой-Солдуновой, пока не будет налажена комплексная работа с семьей, ни одна из этих проблем не решится. По ее словам, с семьями необходимо начинать работать до наступления кризисной ситуации. «Необходимо вести работу с семьей. Только раннее вмешательство поможет распутать все проблемы», – отметила она. По ее мнению, также нужно объединить усилия НКО, граждан и государства для создания программ раннего вмешательства.

Наверх