img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Секты, Сеть и молодежь

7 лет назад

Интернет, как известно, осваивают все. Кто-то быстро, кто-то очень медленно. И те, кто борется за умы людей – в этом списке чуть ли не самые первые, ибо Всемирная Паутина дает им огромные возможности дотянуться до еще более огромного количества тех самых умов. Помимо политических и общественных организаций, среди них есть еще и организации религиозные – и в первую очередь секты.

Вообще понятие «секта» до конца не устоялось – а бывает, что его используют и как «политический ярлык». Более-менее традиционное значение этого слова – «религиозная община, отколовшаяся от господствующего религиозного направления». Хотя на практике так гораздо чаще называют нетрадиционные культы, причем многие из них возникают «с нуля».  Стараниями СМИ слову «секта» придали еще одно значение – журналисты так часто называют религиозные группы общественно-опасного характера. О них-то сейчас и идет речь, независимо от того, как они возникли.

Опасность этих движений в том, что их внутренние правила, духовные и моральные нормы, которым подчиняются участники секты, могут не просто идти вразрез с общепринятыми в обществе, но и быть прямо направлены против общепринятой морали, этики и даже права. В так называемых «тоталитарных» сектах, где рассуждать категорически запрещается и положено лишь выполнять приказ «вождя», от рассуждений часто переходят к делу – фанатиков посылают творить акты вандализма, драться или даже убивать «противников веры», а как минимум — распространять пропаганду или стоять на митингах. Внутри секты, «для своих», правила поведения могут быть еще опаснее – кто-то практикует «свальный грех» или другие непристойные излишества, кто-то – наркоманию, а кто-то – отказ от врачебной помощи или, скажем, переливания крови (из-за чего помереть можно намного быстрее, чем позволяет наука). Даже длительные голодания или многочасовые моления, часто характерные именно для нетрадиционных культов, могут быть вредны для здоровья отдельных людей.

Именно секты активнее всех религиозных организаций осваивают Интернет. Будучи «молодыми хищниками», они не скованы инертностью и большим количеством канонических установлений, поэтому чрезвычайно активно завлекают новых адептов. Адаптируясь к современным субкультурам, они легко проникают в социальные сети (а раньше – в блогосферу, на форумы) и ведут там пропаганду и вербовку. Их действия во многом схожи с некоторыми экстремистскими движениями, так как адептам обещается обилие единомышленников и решение проблем – психологических, социальных, а то и имущественных. Пропаганда проста и бьет по наиболее зияющим дырам современного социума, находя при полной инертности «официальных» служб социальной поддержки все новых и новых сторонников. В основном из социально-замкнутых людей, которые «реализуются» в Интернете – для этого даже не нужно целенаправленно искать опасный сайт или сообщество в соцсети, можно оказаться там по случайной ссылке или всплывающему окну. Заинтересовавшись невинными, на первый взгляд, статьями, человек попадет в круговорот «религиозного» обмана и в результате может серьезно пострадать.

Причем не только морально, то есть психически. Это само собой. Есть, например, опасность «влипнуть» в результате какой-нибудь «акции» секты в проблемы с законом и угодить в «места не столь отдаленные». Ну а самое обидное (и самое часто встречающееся) – есть более чем неплохой шанс лишиться своего имущества, которое секта заставит отписать ей. Надо сказать, что лидеры сект – далеко не все просто психопаты с «комплексом Наполеона», среди них немало и вполне здравомыслящих хитрых мошенников. Которые используют псевдорелигиозную риторику и «дар убеждения» для своего личного обогащения, собирая «пожертвования» с адептов. Разумеется, их интересуют «пожертвования» крупные, минимум в семизначном размере в рублях, а также квартиры и прочая недвижимость. Выманив все из доверчивого адепта, секта теряет к нему интерес, после чего он неожиданно оказывается не только не «спасенным», но очень даже наоборот – в трудной жизненной ситуации. А то и переключается на совершение преступлений – если секта хочет от него еще больше денег за «членство». Так что под маской очередного «воплощения некоего божества» или «единственного истинного проповедника» подчас несложно рассмотреть обычного жулика или даже организатора преступной группы.

При всем этом до сих пор сайты организаций, подпадающих под определение сект, можно «выловить» через поисковики. Названия многих сект общеизвестны, и не следует лишний раз «произносить их всуе». Однако сектанты далеко не идиоты, и далеко не все секты называют себя открыто. Многие заманивают пользователей безобидными сайтами и сообществами о «психологических тренингах» и «саморазвитии личности», так что зачастую жертва до самого конца не подозревает о том, что попала к сектантам. Ведь немало людей увлекается различными вещами вроде йоги, космоэнергетики и медитации. Можно лишь предположить, что подобные организации зарабатывают немало денег на проведении различных «духовных курсов» и «программ по самосовершенствованию». Большой интерес вызывают ресурсы, посвященные магии, гаданиям, колдовству, «сглазам» и «наведению порчи». Дети и подростки попадают на них в поиске информации о любимых фантастических сериалах, но получают сведения не о мультяшных ведьмочках, а о ритуалах «смертельных проклятий» и «вызовах духов». Вот и приходится ребенку не телевизор смотреть, а искать «волшебные» ингредиенты для заклинаний вроде мыла покойника.

Как показывает сектоведческая и правоохранительная практика последних 25 лет, подростков и молодежь обычно привлекает что-то эпатажное и необычное. Например, сатанисты, немного похожие внешне на вполне безобидные молодежные субкультуры, из-за чего, скажем, тех же готов постоянно «обзывали» сатанистами. «Скучный бородатый бог» их обычно не интересует, им что-нибудь особенное подавай. Уже упомянутые сатанисты, кстати, лишь один из вариантов. Для тех, кто формально не готов порывать, скажем, с Христом, найдется что-нибудь формально христианское – скажем, в девяностые годы назад была такая «Церковь Вторжение». Но в таких организациях ребенок состоит относительно осознанно и он уже относительно «взрослый» (обычно от 14 лет). Хуже, когда ребенок вовлекается в деятельность секты своими родственниками против своей воли. Помимо искусственного и насильственного «промывания мозгов», ребенок зачастую лишается возможности получать нормальное образование, а иногда и медицинскую помощь – известны случаи отказа родственников от проведения медиками ребенку переливания крови «по религиозным соображениям», и приходилось вмешиваться суду. Если он успевал, конечно. Ведь право на жизнь является высшим правом человека, которое не вправе отнять даже родственники.

Если говорить об эпатаже, то сейчас начало встречаться и обратное явление – молодежные субкультуры под религиозным – или, точнее, псевдорелигиозным – антуражем. В первую очередь речь идет о пастафарианах – последователях Летающего Макаронного Монстра. При всех внешних атрибутах религиозной организации и даже госрегистрации в качестве таковой, пастафариане – это не религия, а пародийный клуб, высмеивающий наиболее отрицательные стороны религий и сект, и их идеология ничего опасного не несет.

Однако, помимо откровенно эпатирующего и необычного, можно встретить и секты, имеющие атрибуты традиционных и массовых религий, в первую очередь христианства и ислама. Для России весьма характерно наличие весьма большого количества организаций, представляющих себя как некие специфические ветви православия – «более древнее» православие, скажем – или как альтернативные ветви православия. Их отношение к официальному патриархату может декларироваться как лояльное (для привлечения адептов, вполне лояльных к РПЦ), так и как конфронтационное. Некоторые из таких организаций вполне тоталитарны, исповедуют идеологию, посягающую на конституционные права граждан, и даже совершать противоправные акции (взять, скажем, налет таких молодых «адептов» на художественную выставку в Манеже). Впрочем, подобное явление сложно назвать новым – оно было характерно для всего второго тысячелетия, раскольников и сект хватало во все века, и некоторые из них дожили до наших дней (скажем, «хлысты», в которых состоял Гришка Распутин, или катакомбники).  Интернет этими организациями используется более ограниченно, но те из них, кто заинтересованы в пиаре, в этом плане не отличается от «экзотических» сект. Особенно если им нужны относительно молодые люди для «акций прямого действия».

Несмотря на все приведенные примеры, антисектантских сайтов в Интернете гораздо больше. Достаточно ввести в любом поисковике название секты – в ответ получим множество ссылок на ресурсы, которые ведут активную борьбу с ней. На таких ресурсах, как правило, высвечивается слабость завлекающей пропаганды сектантов, публикуется информация о реальных делах в сектах и о последствиях членства в подобных организациях на примерах конкретных людей. Нередко такие ресурсы помогают человеку удержаться от последнего шага и, на худой конец, поискать более безопасных религиозных единомышленников. В любом случае, необходимо быть внимательнее при ознакомлении с неизвестным контентом, не позволять вводить себя в заблуждение и всегда сохранять холодный рассудок. В конце концов, Интернет — это лишь инструмент, а не средство достижения цели.

Наверх