img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

«Просьбы о помощи» от телефонных мошенников

10 лет назад

К сожалению, мошенничество, совершаемое при помощи мобильных устройств – пока еще наиболее частая угроза для пользователей мобильной связи. Свыше 80% преступлений, расследуемых управлением «К» российской полиции, приходится именно на «нечестный увод денег» при помощи онлайн-технологий. Преступников привлекает удаленность от жертв, относительная анонимность и ложное чувство «повышенной безнаказанности». Пользуясь высокой доверчивостью детей, некоторые злоумышленники специально «ориентируются» на несовершеннолетних жертв, стимулируя их отдать имеющиеся на их мобильных счетах (а то и в обычных кошельках) деньги.

Наиболее типичным способом такого мошенничества является так называемая «просьба о помощи». На практике это выглядит так: ребенку с незнакомого номера приходит СМС с просьбой переслать некую сумму денег, при этом СМС подписано кем-то знакомым. «Продвинутые» преступники, обладающие технологией перехвата чужих коммуникаций, могут прислать СМС и «от имени» какого-то знакомого ребенку номера. Простейший пример такой СМС-ки: «Привет. Срочно перешли мне 1000 р., зачем — потом объясню. Твой друг Вася». Впрочем, в СМС-ке может присутствовать и «душераздирающая» причина, и даже инструкция по пересылке денег. Например, автор может попросить отправить наличные на некий номер через терминалы типа Qiwi.

Надо сказать, что в большинстве случаев злоумышленники шлют подобные СМС-ки наугад, не проводя «предварительной разведки местности». Поэтому не исключено, что друга по имени Вася у данного получателя нет и никогда не было. Но как минимум у каждого третьего абонента «друг Вася» обязательно присутствует, и 5-10 процентов таких абонентов может запрошенную сумму отправить. Риск попасть в поле зрения полиции у преступников, к сожалению, в России в настоящее время минимален – хотя бывают единичные истории, когда СМС-ки с предложением наркотических смесей попадали на номера сотрудников Госнаркоконтроля, и те начинали «разработку» до «победного конца».

Наилучшим способом защиты в данном случае является звонок или СМС тому «другу Васе», за которого Ваш ребенок принял абонента. Однако ни в коем случае не нужно отвечать по тем контактам, с которых пришло подозрительное СМС. Дело в том, что «просьба о помощи» может поступить с так называемого «платного номера», за соединение с которым с абонента снимаются большие деньги (300 рублей, а то и более). Иногда даже не «запрошенная помощь», а именно такой «перезвон» является целью преступников – потому что при таком «перезвоне» они гарантированно получают Ваши деньги. Поэтому связываться с «прототипом Васи» нужно ТОЛЬКО по тем номерам, которые были «забиты» в телефонную книжку Вашего ребенка. Если же «реальный Вася» почему-то не отвечает, то это вовсе не повод следовать желаниям неизвестного «просителя» — нужно все равно воздержаться от какой-либо оплаты или перечисления денег до того, как с «Васей» удастся связаться по его ранее известным контактам. Даже если злоумышленник придумал, казалось бы, правдоподобную историю, почему этого делать не надо – например, похищение преступниками, кражу телефона, смену номера или задержание полицией (да, полицейский произвол пока по-прежнему остается серьезной проблемой). Потому что, если на том конце провода находится действительно реальный друг и он реально нуждается в помощи, он сам приложит максимум усилий, чтобы его смогли четко идентифицировать. Однако даже такая идентификация не является стопроцентной защитой – потому что преступник мог банально подготовиться и собрать некоторую информацию об окружении, друзьях и привычках ребенка из социальной сети. Поэтому лучший способ – все-таки перезвонить другу по заранее известным контактам. Не отвечает его телефон – можно позвонить его родственникам. К тому же та сумма, которую чаще всего преступники просят таким образом, никак не решит «проблему» с похитителями или «оборотнями в погонах» — она очень мала. Важно, чтобы ребенок представлял себе эти логические аргументы и не оказывался в ситуации этического выбора.

Впрочем, в некоторых случаях преступники не отправляют СМС, а звонят на интересующий их номер – что называются, «работают голосом». В таком случае, как правило, все вышеуказанное озвучивается в трубку «взволнованным голосом» — сбивчивым, имитирующим испуганность, собеседник говорит очень быстро. При этом голос может быть детским или очень похожим на детский – помните, наверное, как артистически менял голос квартирный вор Жорж Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», наводя по телефону справки о распорядке дня своей будущей жертвы? Собственно, «работающие голосом» телефонные мошенники – это как раз «последователи» этого киношного жулика.

Впрочем, и риск разоблачения здесь куда выше. Поэтому злоумышленник не обязательно представится кем-то знакомым. Он может просто сказать, что он совершенно незнакомый человек, попавший в беду, и набрал этот номер случайно, потому что ему срочно нужна помощь. Расчет на то, что этичный и воспитанный ребенок просто не сможет не помочь в беде.

В такой ситуации ребенка должно насторожить то, что «взволнованный голос» упорно и настойчиво просит именно денег. Поэтому самым лучшим ответом на просьбу должна стать фраза, ставящая в тупик подобных злоумышленников: «Вам нужны деньги или помощь?» Дело в том, что практически в любой ситуации помощь может быть оказана и без обязательного немедленного перечисления денег. Например, если человек говорит, что он «попал в беду», ребенок может порекомендовать ему обратиться в соответствующую службу или предложить самому набрать 112. Если злоумышленник жалуется на «похищение» или на «незаконное задержание» – ребенок может предложить ему связаться со взрослыми (как-то раз юридически подкованный подросток вообще предложил связаться с отделом собственной безопасности МВД и прокуратурой, чем вверг звонившего в натуральный шок). А если человек говорит, что у него просто кончились деньги на счете – можно предложить ему помощь в том, чтобы связаться с его родственниками и попросить их перевести ему деньги (или, например, зайти в Интернет-кафе и отправить бесплатное СМС знакомым). Как правило, на этом «опасная ситуация» исчерпывается, и мошенники отправляются искать более легкую жертву.

Если «взволнованный голос» представляется кем-то знакомым, то разоблачить потенциального мошенника можно гораздо проще – задать ему некий «контрольный вопрос». При этом очень важно, чтобы злоумышленники не смогли подобрать на него ответ, проглядывая публичную информацию в Интернете – например, на страницах ребенка или его друга в социальной сети, где дети и подростки любят выкладывать информацию о своей повседневной жизни. Например, можно спросить, какой фильм ребенок и его друг (именем которого представляется мошенник) смотрели позавчера. Особенно забавно будет, если в указанный день они на самом деле вообще не смотрели никаких фильмов и даже не виделись в оффлайне. Надо сказать, что этот метод имеет давнюю «историю успеха» — так во время войны успешно отлавливали немецких диверсантов, которые пытались передавать ложные приказы по телефону и представлялись при этом знакомыми командирами Красной Армии (например, командиром соседнего батальона). Простейшие вопросы типа «когда мы виделись последний раз до войны» ставили немцев в тупик и помогли сохранить немало жизней защитников нашей Родины. Как мы можем видеть, этот метод актуален и поныне, и так же ставит в тупик телефонных злоумышленников.

Наверх