По статистике, большинство пропавших детей находятся в течение суток после исчезновения. Иногда – особенно когда речь идет о подростках и о детях, сбежавших из дома – на поиски может уйти несколько дней. В городе найти «потеряшку» шансы выше, чем, скажем, в лесу, а ребенок среднего школьного возраста обычно «находится» быстрее, чем подросток.
Реакция родителя или близкого взрослого вообще в отношении нашедшегося ребенка, разумеется, может разниться в зависимости от возраста ребенка и обстоятельств исчезновения. Тем не менее, на этот счет можно дать несколько общих советов.
Если речь идет о малыше, то ни в коем случае нельзя его ругать – даже если он убежал от взрослого сам, обидевшись на что-то. Для маленького человечка оказаться одному в незнакомом окружении – сильнейший стресс, даже если он секунду назад был сильно обижен на маму с папой – страх мгновенно вымывает обиду. Оказавшись вновь со знакомыми взрослыми, такой ребенок испытывает безмерное счастье воссоединения с родными, при том что последствия испытанного стресса никто никуда не девал. Поэтому такой ребенок должен встретить ласку и радость от того, что он снова с близкими людьми. Максимум, на что можно отважиться в воспитательном плане – на мягкую фразу типа «Вот видишь, что случилось, когда ты поссорился(лась) и убежал(а)? Даже если ты сильно обижен(а), никогда не убегай от взрослых!» Остатки испытанного сильного страха помогут дошколенку хорошо усвоить этот урок.
Реакция детей младшего школьного возраста на воссоединение во многом схожа с реакцией дошкольников, но в этом возрасте желание намеренно убежать от родителей может быть более осознанным. Если ребенок именно потерялся, то процесс его воссоединения мало отличается от такового у дошкольников. А вот с «бегунком» потребуется более детальная разъяснительная работа – ни в коем случае не сразу «с порога», а несколько позже. Кстати, подобный «бегунок» вполне может сначала прийти не к родителю, ожидая от него негативной реакции, а к другому близкому родственнику – полагая, что родители сочтут, что свою порцию «холодного душа» он уже получил от этого самого родственника (чего на практике обычно не бывает). В любом случае, после воссоединения обязательно потребуется семейный профилактический «разбор полетов», не унижающий достоинства ребенка.
Сложнее с ситуацией, когда ребенок отправился к близкому родственнику (например, отдельно проживающему родителю) и заблудился – «злого умысла» ребенка здесь нет. Если обстановка в семье или между родителями ребенка конфликтная, ни в коем случае не следует использовать инцидент для ограничения общения ребенка с другим родителем – ведь ребенок это именно так и поймет, и такое понимание точно не послужит профилактикой аналогичных инцидентов в будущем (к тому же это еще и противозаконно). Лучше всего в спокойной обстановке «пройтись» по маршруту путешествия и заучить с ребенком все необходимые ориентиры. Либо усовершенствовать механизм «передачи ребенка с рук на руки» между всеми близкими родственниками.
Средний школьный возраст и тем более подростки, начиная с 13 лет – это меньшая эмоциональность в критических инцидентах и большая самостоятельность. Для профилактики последующих уходов в семье (а, возможно, и с участием детского\подросткового психолога) потребуется детальный анализ причин, приведших к инциденту – ведь «просто так» потеряться подростку значительно сложнее, и даже простая «тяга к самостоятельности» тянет его гораздо дальше, чем дошкольника. Может пригодиться повышение цифровой грамотности ребенка и обучение его полезным «примочкам» на гаджете либо алгоритмам действий в критической ситуации, обучение ориентированию на местности «по-взрослому» — но это все касается случаев «просто потерялся». К сожалению, с подростками гораздо чаще случаются ситуации «не счел нужным информировать близких родственников» или просто «убежал». Подобное поведение обязательно требует качественной коррекции, в том числе с участием специального психолога, так как физиологический рост еще не означает роста жизненного опыта, и в сложной ситуации подросток часто начинает вести себя неадекватно. Многие психологи и педагоги справедливо отмечают, что ключевым фактором, позволяющим избежать многих исчезновений детей подросткового и предподросткового возраста, является атмосфера доверия между ребенком и близкими взрослыми. Не вседозволенности, а именно доверия – в частности, когда ребенок готов качественно воспринимать к действию информацию, получаемую от близких взрослых. Возможность качественно и безопасно для ребенка обсудить возникшую у него критическую ситуацию, осознание взаимосвязи детей и близких взрослых родственников как личностей помогает на практике избежать многих критических ситуаций, реакцию на которые ребенок выплескивает в уходе из дома. Правильная расстановка приоритетов в мировоззрении ребенка – фактор огромной важности в профилактике исчезновений детей и их реабилитации после воссоединения.