«Компьютерно продвинутые» люди обычно воспринимают слово «траффик» как процесс передачи данных. Однако в криминальной хронике понятие «траффикинг» относится к «течению» и «передаче» совсем другого – людей…
Речь идет в общем-то о вещах, старых если не как мир, то уж старше египетских пирамид точно. По сути, о работорговле – когда людей куда-то перемещают для противоправной эксплуатации, передавая от одного «хозяина» другому. Сюда же относится и торговля детьми – нелегальные усыновления, перепродажи детей для эксплуатации (в том числе сексуальной), а то и похуже. Хотя все эти явления известны уже несколько тысячелетий, именно «новые технологии» позволили им «заиграть новыми красками».
В первую очередь, глобальность онлайн-технологий позволяет злоумышленникам легко подбирать себе потенциальных жертв в «нужных» регионах. Не надо давать двусмысленные объявления в местных газетах (и рисковать вниманием полиции), не надо ходить по школам и приглашать «сниматься в кино» — достаточно создать сайт или, как теперь более модно, страницу в социальной сети. Если жертва заинтересовалась – коммуницировать с ней можно напрямую, через мессенджер или в привате соцсети, находясь от нее за тысячи километров. А если учесть, что Интернет сейчас довольно доступен даже в «бедных» регионах (Африка, Юго-Восточная Азия), причем конкретно в этих регионах именно посредством наиболее «приватного» мобильного Интернета – то «доступ» к жертвам для злоумышленников перестал представлять такую проблему, как, скажем, полвека назад.
Еще за что современные «работорговцы» оценили онлайн – за возможность убедить даже самого подозрительного «клиента». Хочешь убедиться, что вилла, на которую тебя зовут горничной, реально существует? Да пожалуйста – накачают из Интернета любых интерьерных фоток и представят жертве как изображения именно того объекта, где ей работать. Зовут на завод – вместо барака, напоминающего Освенцим, покажут промо-фото современного предприятия с «умными» станками и аккуратными рабочими. В кафе официанткой – вместо реального стрип-клуба подсунут фото чуть ли не ресторана «Максим». А если надо, еще и соответствующим образом «отфотошопят». Любые бумаги – пожалуйста, в том же фотошопе тут же появится нужный скан. Ну как тут не убедиться в реальности предложения?
Между прочим, Интернет помогает еще и собирать деньги с потенциальных жертв. При этом, надо сказать, очень легко натолкнуться на мошенников, которые обещают трудоустройство и требуют некий «взнос» — получив который, они просто исчезают. Впрочем, по сравнению с грядущей эксплуатацией это, пожалуй, более благополучный исход – как говорит одна древняя нация, «спасибо, Господи, что взял деньгами».
«Сказка» обычно заканчивается по прибытии в страну назначения – к примеру, в Евросоюз, а иногда в ту же Россию. «Менеджеры по трудоустройству» довольно быстро объясняют жертвам «политику партии» — а именно, что реально им предстоит делать и на каких условиях. Для «страховки» могут отобрать документы, хотя, как показывает практика, зачастую обходятся без этого. Жертвам объясняют, что они уже и так нарушили законы страны пребывания, поэтому любой контакт с госорганами и полицией кончится для них тюрьмой на долгий срок и\или депортацией, а потому им следует «не чирикать» и послушно делать то, что от них требуют – на кабальных условиях.
Жертвы «современных работорговцев» — обычно те, кто едет «за лучшей жизнью». А именно – желая «поднять большие деньги», зарабатывая в богатой стране, но не имея серьезных профессиональных навыков. Многие, кстати, в принципе понимают, что реально их ждет по ту сторону границы – однако полагают, что обещанный процент вполне «компенсирует» их «неудобства», и что из этой «игры» можно выйти в любой момент. Понимание ошибки приходит слишком поздно. Но есть и те, кто реально верит в предложенные им условия – и вот для таких «стопроцентных» жертв наносимый им вред становится наиболее жестоким.
Преступники ориентируются не только на совершеннолетних – но и на подростков, особенно из неблагополучных регионов. К примеру, подростков и молодых девушек из Центральной Африки торговцы «живым товаром» активно транспортируют в Евросоюз – либо совсем нелегально, на паромах, либо при помощи фальшивых документов, где завышается возраст. Подросток, даже «совсем самостоятельный», из-за своего несовершеннолетия оказывается более уязвим, чем 20-25-летний – сказывается как недостаток опыта, так и обман преступников в том, что до 18-летия жертва не сможет реализовать свои права.
Избежать попадания в сети современных работорговцев довольно просто. Нужно просто помнить, что бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. И что человека без образования в чужой стране просто так не ждут – там и своих претендентов на работу хватает. Особенно если учесть, что у них-то с документами все в порядке, в отличие от… И вряд ли какой-то посредник, даже маскирующийся под кадровое агентство, будет настойчиво искать «молодой персонал без опыта работы» на высокую зарплату в другой стране. А планы перехитрить мошенников не удавались еще никому, и стратегия «потерпеть, но скопить» в реальности не работает – терпеть приходится много, но вот скопить и потом воспользоваться накопленным преступники не дадут.
Поэтому – просто ради личной безопасности – на подобные предложения в Интернете, особенно в соцсетях, лучше не реагировать. Найти работу можно, разместив резюме или посмотрев вакансии на широко известных сайтах трудоустройства. А если есть желание поработать за границей и при этом есть должные навыки – можно посмотреть и разделы «Карьера» сайтов зарубежных фирм. И написать, соответственно, им напрямую. Если кандидатура их заинтересует – то они свяжутся напрямую, и помогут в легальном трудоустройстве. «Короткий» же путь к «успеху и богатству» почти наверняка закончится в овраге жизни.