С каждым годом Интернет становится доступнее и популярнее, охватывая все больше аудитории. Согласно данным Фонда «Общественное мнение», в конце мая 2008 года в России 32,7 миллиона человек «от восемнадцати и старше» пользовались Интернетом, что соответствует 29% населения страны. Для сравнения, в феврале количество совершеннолетних интернетчиков составляло 30,6 миллионов, а год назад их было менее 29 миллионов. Несмотря на то, что возраст среднего пользователя Сети непреклонно растет, кибер-пространство продолжают осваивать дети и подростки. Тот же ФОМ расширил «возрастные рамки» исследуемой Интернет-аудитории до 14 лет, и получил цифру в 39,6 миллиона. Если же взять более юные категории, то число «интернетизированных» россиян еще подрастет.
Большинство родителей не запрещают своим детям пользоваться Интернетом. И это естественно, ибо Сеть – не только познавательный, но и развлекательный инструмент. Однако родителей беспокоит безопасность этого процесса для компьютера и ребенка (не насмотрится ли чадо ужасов или порнографии, не говоря уже о скачке троянов), поэтому они часто устанавливают различные ограничения на компьютере. «Морально-надсмотрщицкие» или вполне программно-технические, предоставляемые обычно новыми операционными системами. К сожалению, это не всегда помогает уберечь ребенка от опасного контента.
Начать с того, что, как показывает практика, родители понятия не имеют, какие сайты посещает их любимое чадо. А, между прочим, самый популярный объект детского интереса в Интернете — это игры. Большинство детей выходит во всемирную паутину именно ради онлайн-игр или поиска информации о них. Спорить о целесообразности подобного увлечения можно долго (что и происходит на сетевых страницах и в научных кабинетах), но если игра не культивирует жестокость и насилие, ничего опасного в ней нет. Кроме игрозависимости, но это отдельная тема.
Не менее часто дети обращаются к Сети в поиске информации по учебе. Это могут быть научные статьи, электронные варианты учебников и многое другое. Интернет значительно упрощает учебный процесс, позволяет ребенку экономить свое время. Ему не нужно идти в библиотеку, ждать своей очереди, искать нужную книгу, а затем проводить над ней несколько часов, выписывая необходимый материал. Другая сторона медали – с помощью Интернета дети научились отлынивать от настоящей учебы, скачивая уже готовые рефераты, выдавая их за свои. Но это уже вовсе не вина Всемирной паутины.
Дети любят общаться в чатах и заводить виртуальных друзей. Поскольку Интернет в общем-то анонимен, собеседником ребенка может оказаться абсолютно любой человек, не обязательно с хорошими намерениями. Юный пользователь имеет все шансы познакомиться с мошенниками, сектантами, педофилами и прочими колоритными личностями, которые умело войдут в доверие, а зачем назначат встречу в реальной жизни. На которой или похитят, или совратят, или «промоют мозги» для вовлечения в свои ряды себе на пользу. Многие дети и не догадываются о том, что о таких подозрительных знакомых надо непременно сообщать родителям, а об отдельных экземплярах — даже в милицию.
Прочие детские увлечения в Интернете с трудом поддаются классификации и мало чем отличаются от запросов среднестатистического пользователя. Дети просматривают картинки, читают анекдоты и забавные истории, смотрят клипы, скачивают музыку. Что примечательно – редкий ребенок специально пойдет на опасный сектантский или экстремистский ресурс. Если он и окажется на нем, то либо по случайной ссылке, либо из-за всплывающего окна. Аналогично дети попадают на ресурсы с порнографией. Конечно, часть детей заходит на порноресурсы вполне осознанно и столь же осознанно ищет их в Сети, но этой темой одержимы в основном подростки в период бурного сексуального созревания. Дети помладше не уделяют ей много внимания, хотя, по данным ученых, средний возраст первого контакта с порноконтентом – 11 лет (в отдельных случаях опускающийся до восьми и даже шести). К сожалению, непреднамеренные посещения не делают подобные сайты менее опасными для детской психики. Также не зря на многих безопасных ресурсах вроде форумов и социальных сетей установлено ограничение «с 13 лет». Детям, младше обозначенного возраста, на таких страницах делать нечего – просто в силу уровня их психики и знаний.
Так есть ли в Сети места, где ребенок может чувствовать себя безопасно и получить всю необходимую информацию?
Ссылки на «вредные» сайты дети чаще всего получают из поисковиков, которые индексируют всю информацию. Достаточно набрать вполне безобидный и даже детский запрос – «девочки» или «кукла Барби» — и посмотреть результаты поиска. Понимая эту проблему, ряд разработчиков попытался предложить специальные детские поисковики без индексации вредного для развития детей контента. Существует специальный детский поисковик Agakids.ru, фильтрующий негативный контент в результатах поиска. Он работает на основе каталога сайтов для детей. Кроме поисковика на Agakids есть почтовый сервис, клуб знакомств, форум, радио, игры, новости и ролики с мультфильмами.
Детская социальная сеть Твиди.ру предлагает общение в чате, ленту новостей, адаптированную специально для юных читателей, место для создания собственного файлового архива и множество игр.
Сеть Бибигон является детским вариантом онлайн-дневника с электронным школьным журналом. Ребенок получает собственную страничку, на которой может делать записи и загружать свои фотографии.
Портал Детский Мир собрал в себе несколько сервисов сразу: блоги, знакомства, чаты, игры, чтение и даже уроки английского языка. Остается только ввести автоматическое обновление аккаунта до «одноклассников» или «вконтанте» в день совершеннолетия.
Есть в Интернете и более узко-ориентированные ресурсы. Например, детский развлекательный сайт Ребзики содержит раскраски и паззлы, а Теремок.ру полон самых разных развивающих игр. Почитать стихи, рассказы, песенки, загадки и прочий фольклорный материал ребенок сможет на сайте Кошки-мышки.ру.
В любом случае, нет стопроцентного способа оградить детей от нежелательного контента. Нужно быть готовым к тому, что во время путешествия по Интернету ребенок может оказаться на ресурсах с нелицеприятным содержанием и защитить его смогут только воспитание и моральная устойчивость. А задача общества – предоставить необходимую информацию и помощь, чтобы вхождение ребенка в «полный» Интернет было гармоничным и безвредным – и для ребенка, и для общества.