img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Авторское право в Интернете и детские онлайн-интересы

10 лет назад

Одним из основных занятий детей в Интернете является поиск, публикация и скачивание из Интернета интересующих их картинок, видеоклипов, песен, фильмов.  Поскольку развитие Интернет-технологий в настоящее время дошло до той степени, когда для совершения этих действий более не требуется специальных знаний в области программирования или обслуживания компьютеров, подобное увлечение стало массовым – в связи с чем в Сети возникло множество сервисов, помогающих публиковать и обмениваться аудио- и видеофайлами. Как правило, такие сервисы называют аудио- или видеохостингами.

Публикация контента на таких сервисах, как правило, относительно проста и требует в лучшем случае формальной регистрации. Не говоря уже о том, что наличие файловых хостингов избавляет многих пользователей от необходимости создавать собственный сайт для публикации некоего визуального или звукового контента. Еще более простым является процесс потребления выложенного в Интернете (опубликованного) контента, включая его сохранение на компьютере или мобильном телефоне пользователя (скачивание).

Современная культура пользования информационными продуктами предусматривает уважительное отношение к чужому интеллектуальному продукту, что подразумевает возможность использования его только на определенных условиях. В современный период одним из таких условий нередко является определенная плата за пользование информационным продуктом.

Крайне желательно, чтобы ребенок осознавал, что плата за скачивание продукта является не прихотью правообладателя, а средством окупить свой труд и является аналогом зарплаты на производстве. В связи с этим плата за скачивание может являться также платой за удобство, так как поиск глубоко «спрятанных» в Интернете бесплатных ссылок может занять много времени и сил. Для того, чтобы ребенок мог пользоваться легальными сервисами скачивания контента, целесообразно завести специальный Интернет-кошелек с небольшой суммой, расходуя которую, ребенок сможет обучаться культурному и корректному потреблению Интернет-контента.

Другим исключительно важным моментом уважительного отношения к чужому интеллектуальному продукту является сохранение авторства продукта – то есть указание настоящего автора или источника при использовании того или иного текста, картинки, аудиовидеофайла. К сожалению, нередко, даже в учебном процессе, дети беззастенчиво заимствуют в Интернете чужие ранее написанные работы, меняя в них только имя и фамилию автора на свои. В других случаях за свои могут выдаваться якобы сделанные ребенком фотографии, поделки и прочее.

Наряду с привитием понимания недопустимости «кражи интеллектуального продукта», ребенку следует дать информацию о санкциях за подобные действия и, самое главное, об их реальности. Желательно, чтобы это иллюстрировалось понятными ребенку по его повседневной жизни примерами – как, например, возможный случай сдачи несколькими учениками одинаковых работ под своими именами и отрицательную реакцию учителя в форме неудовлетворительной оценки. Ребенок должен усвоить, что любые заимствования в учебной, научной и публицистической деятельности допускаются только с указанием автора и\или источника заимствования, в противном случае заимствование может считаться некорректным и даже противоправным – и в будущем повлиять на судьбу работы и самого «заимствователя».

Наверх