Любой пользователь Интернета был бы рад никогда не знать о том, что такое спам. К сожалению, виртуальная реальность такова, что каждый интернетчик ежедневно сталкивается с нежелательными массовыми рассылками. Если раньше основным местом деятельности спамеров являлась электронная почта, то теперь их возможности значительно расширились. Рассылки можно обнаружить у себя в аське, личных сообщениях в социальных сетях, форумах и даже во внутриигровой почте онлайн-игр. Спамеры норовят пробраться везде, где можно оставить рекламу, используют любой доступный для этого способ.
Самый раздражающий фактор спама – это его навязчивость. Получение незапрашиваемой информации весьма огорчает людей, которые зашли в Сеть пообщаться, а вместо этого вынуждены читать рекламу.
Важно знать, что спам не обязательно представляет собой рассылку. На многих сайтах спам представлен в виде «всплывающих окон». Они могут появиться как при входе на сайт, так и при его закрытии. Особо наглые спамеры не стесняются, и добавляют по несколько всплывающих окон. Таким образом, вместо одного сайта пользователь открывает целый ряд совершенно ненужных ресурсов.
Своеобразная флеш реклама в виде окон поверх сайта также может быть отнесена к спаму, поскольку чтобы иметь возможность закрыть такое флеш-окно приходится ждать полной загрузки рекламного ролика. Кроме того, многие из этих окон являются неотключаемыми и для того, чтобы реклама исчезла, приходится переходить по предлагаемой ссылке. Также не редок случай, когда при нажатии на крестик во флеш-рекламе пользователь все же переходит по ссылке. Другой подводный камень — это добровольные подписки пользователей на рассылку с определенной информацией. Недобросовестные сайты и конференции снабжают такие рассылки дополнительной информацией и рекламой.
Хозяева сайтов и личных страничек в социальных сетях также не раз обнаруживали у себя на «стене» или в гостевой книге комментарии спамеров.
Чаще всего спам используется для рекламы товаров и услуг, но это не полный перечень предназначения мусорных рассылок. Многие письма являются обманом, то есть рекламируется что-то хорошее и полезное, а сама ссылка ведет на посторонний сайт. Таким способом ресурс «раскручивается», так как увеличивается количество его посетителей для рейтинга. Также активно рекламируются услуги через платные смс и денежные пирамиды. В худшем случае вместо рекламы ненужного сайта пользователь получит ссылку на вирус или троян.
О том, какой бывает спам и как его можно получить, знает даже не особо «продвинутый» пользователь Интернета. А вот о том, что от спамеров можно защититься, знает не каждый.
Можно ли избавиться от нежелательных рассылок? Стопроцентного средства не существует, но есть способы, позволяющие оградить себя от мусорных сообщений.
1) Не сообщайте свой электронный адрес никому кроме людей, которым доверяете.
2) Не указывайте ваш адрес в формах опросов и гостевых книгах.
3) При работе с Интернет-магазинами и прочими сервисами используйте отдельный адрес, который не жалко потерять.
4) Ни в коем случае не публикуйте свой адрес в открытом доступе в аське, на форумах, сайтах знакомств и вообще везде, где его могут увидеть посторонние.
5) При выборе названия почтового ящика не используйте простые названия, которые спамеры могут подобрать.
6) При работе в icq скрывайте информацию о себе, запретите писать неавторизованным пользователям и пользуйтесь анти-спам защитой.
7) В социальных сетях используйте настройки приватность на максимум. Если это возможно, запретите всем, кроме друзей, писать на вашей стене. Это касается и личных сообщений.
8) Держите включенными все возможные анти-спам системы. Таковые имеются в почтовых клиентах, службах мгновенной доставки сообщений, антивирусах (например, Kaspersky Anti-Spam) и фаерволах.
9) Запретите всплывающие окна в своем браузере, это спасет вас от переходов на ненужные страницы.
В Интернете существует множество сайтов, борющихся со спамом. Например, Проект Антиспам (antispam.ru). Также в Сети можно найти немало фильтров для контроля действий спамеров, как платных, так и бесплатных (например, spamfighter.com). Настройка фильтра приема почты позволяет распознать нежелательные письма и заранее поместить в корзину или специально отведенную папку. Бесплатным фильтром является «черный список» на большинстве почтовых серверов, который запоминает адреса, с которых приходит спам и блокирует их. Минусом сервиса является то, что в «черный список» попадают почтовые ящики обычных пользователей, что приводит к потере писем. Фильтр по теме письма работает эффективнее, но и его многие спамеры научились обходить.
Действиями спамеров недовольны не только пользователи Интернета. Войну спаму объявили могущественные компании, такие как Майкрософт. По их данным, в России спам составляет 25-50% общего трафика электронной почты. Сегодня во всем мире создаются разнообразные коалиции и ассоциации по борьбе со спамом. Еще в июле 2003 года семь ведущих компаний российской компьютерной индустрии («Ашманов и Партнеры», Golden Telecom, «Лаборатория Касперского», Mail.ru, представительство Microsoft в России и странах СНГ, Rambler и Subscribe.ru) объединились для создания Национальной коалиции против спама. Они занимаются коллективной деятельностью по борьбе со спамом в рабочих группах и организовывают совместные мероприятия.