Дети теряются всегда внезапно и неожиданно. Никому не хочется думать о плохом и каждый уверен, что он-то точно никогда не попадет в такую ситуацию и с ним это точно не случится. Но, к сожалению, в современном темпе жизни уследить за детьми становится практически невозможным. Если ваш ребенок все-таки потерялся, главное не паниковать и придерживаться определенного плана действий. Паника только отнимает драгоценное время на поиски ребенка.
Если ребенок потерялся в многолюдном месте – в магазине, на вокзале или на станции метро, то целесообразнее всего в первую очередь обратиться к работникам магазина, дежурным по станции с просьбой дать объявление о пропаже ребенка и ваш малыш будет найден очень быстро. Гораздо сложнее найти ребенка в толпе на каком-либо массовом мероприятии или просто на улице. В таком случае правильнее всего будет вернуться обратно той же дорогой, которой вы шли, возможно, ребенок ждет вас. Обойдите ближайшие места, спросите прохожих, зайдите в магазины – ребенок не мог уйти далеко. Если вы вдвоем, то разделитесь, но держите связь или договоритесь встретиться через определенное время. Затем нужно обратиться за помощью к работникам полиции.
Заранее напишите ребенку на листе его фамилию, имя, домашний адрес и телефоны родителей. Попросите его всегда носить эту бумажку с собой. Это особенно важно, если вы находитесь не в родном городе, а на отдыхе, особенно за границей, так как там ребенку еще сложнее ориентироваться. Можно сделать бирку и пришить ее к одежде ребенка. Дети очень часто пугаются и теряются в таких ситуациях и могут забыть даже самое простое, что хорошо знали. Такой листочек может потребоваться даже подросткам.
Помните, что в данной ситуации ребенок будет напуган не меньше вас, а детям сложнее взять себя в руки, чем взрослым. Поэтому, какого бы возраста не был ваш ребенок необходимо заранее проговорить с ним о том, что надо делать, если он потерялся. В первую очередь дети должны знать, что данная ситуация будет крайне неприятна как вам, так и им. Поэтому они всегда должен следить за вами, не отходить ни на шаг и слушаться взрослых. Ни в коем случае не надо пугать ребенка, но он должен знать, что делать, если все-таки потерялся. В первую очередь вы должны убедить малыша в том, что нет причины паниковать и волноваться, так как его обязательно найдут. Так же будет правильным договориться с ребенком о некоторых правилах:
— во-первых, заметив, что он потерялся, ребенок не должен никуда бежать, нужно остановиться и какое-то время постоять на месте, так как взрослые, скорее всего, вернутся за ним;
— если долгое время никто не приходит, то нужно обратиться к полицейскому или, если его нет в поле зрения, то к взрослому человеку, желательно тоже с детьми или к продавцу в магазине, ларьке (так меньше шансов, что взрослый причинит ребенку какой-то вред);
— если людей вокруг нет, то постарайся вспомнить обратную дорогу, найди остановку общественного транспорта, но ни в коем случае не садись ни к кому в машину. Сядь в автобус, там будут люди.
— с самого раннего возраста ваш ребенок должен наизусть выучить свой адрес и сотовый телефон родителей. Лучше всего, если бумажка с напоминанием будет всегда лежать у него в кармане;
— если ребенок потерялся не один, а с другими детьми (братьями, сестрами, друзьями), то важно держаться вместе и не расходиться. В этой группе нужно слушаться старшего, но и помнить о чем договаривались с родителями. Старшие должны следить за младшими и действовать ответственно.
Детей можно разделить на три возраста: малыши (с тех про как начал ходить – до 3 лет), дошкольники ( от 3 до 6 лет) и младшие школьники (от 6 до 11 лет). В соответствии с этими возрастами взрослым уже необходимо разрабатывать определенный план действий. Как правило, дети наиболее старшего возраста имеют средства мобильной связи и самостоятельно находят выход из данной ситуации, однако и с ними желательно время от времени проговаривать правила поведения, особенно на случай потери связи.
Сложнее всего с совсем маленькими детьми. Провести с ними какую-либо беседу и подготовить их к тому, что они могут потеряться практически невозможно. За ними необходимо следить особенно внимательно и не выпускать их из поля зрения, так как они часто не осознают своих действий и легко могут отойти от взрослого и направиться по своим делам, даже не понимая, что они рискуют потеряться. Поняв, что он потерялся, ребенок часто начинает плакать и не в состоянии сказать что-то вразумительное. В данном случае лучше всего поможет листочек с его именем, фамилией, адресом и телефоном родителей, который можно положить ребенку в карман. Поиск таких детей чаще всего затрудняется из-за того, что нет никаких данных.
С детьми дошкольного возраста необходимо постоянно проводить беседы и напоминать о правилах поведения в таких ситуациях. С 2-3 лет практически любой ребенок уже в состоянии запомнить свое имя и фамилию, адрес и телефон родителей. Но листочек-напоминание в кармане никогда не помешает. Беседы с ребенком можно проводить исходя из его знаний. Поиграйте с ребенком в игру, как будто он потерялся, задайте ему вопросы, пусть он ответит вам на них, а вы что-то исправите и подскажите. Ребенку будет проще ориентироваться в той ситуации, в которой он уже побывал, хотя и в игровой форме.
В младшем школьном возрасте дети уже знают свой адрес и телефоны родителей и, возможно, имеют средства связи. В школе с детьми постоянно проводят беседы на такие темы, и ребенок уже знает все правила. Вам необходимо время от времени проверять знания ребенка (не рассказывать все заново, а просто спрашивать, что он будет делать, если потеряется). Очень важно договориться с младшим школьником о его и вашем поведении в такой ситуации, так как многие дети в этом возрасте уже достаточно самостоятельные и могут совершенно не испугаться и самостоятельно добраться до дома в то время, как вы будете бегать, искать их и переживать. Ребенок должен следовать договоренности, объясните ему, что может произойти очень не приятная ситуация, если он поступит иначе. В этом возрасте важной проблемой становится надежда ребенка на мобильный телефон и, теряя связь, ребенок теряется еще больше, чем, не имея связи вообще. Подготовьте ребенка к тому, что у телефона может сесть батарейка, он может сломаться, остаться дома, может не ловить сеть. Ребенок должен знать что делать, если телефона нет рядом.
Очень важно не надоедать ребенку всей этой информацией и если ребенок все знает, то пусть лучше он сам скажет вам основные положения. Дети часто очень резко реагируют на повторную информацию, которую они уже приняли к сведению.
Что необходимо делать родителям?
1. Положить ребенку в карман листочек с его фамилией и именем, домашним адресом и телефоном родителей. (Ребенок должен знать об этом листочке).
2. Выучить с ребенком его фамилию и имя, домашний адрес и телефон родителей.
3. Проводить с ребенком постоянные беседы на эту тему, поиграть в игру «Я потерялся». Хорошо если ребенок побудет в разных ролях, как ребенка, так и полицейского, родителей, прохожих.
4. Договориться с ребенком об определенных правилах поведения и объяснить насколько важно их выполнение.
Памятка для ребенка.
Если ты потерялся:
1. Не переживай и не плач, тебя обязательно найдут!
2. Вспомни все, о чем тебе говорили мама и папа.
3. Стой на месте, никуда не уходи, возможно, за тобой вернутся.
4. Если никто не возвращается долгое время, подойди к полицейскому или к взрослому человеку (желательно с детьми). Скажи, что ты потерялся и назови свои имя и фамилию, адрес, телефоны родителей. Тебе обязательно помогут!
5. Помни, о чем ты договорился с родителями заранее.