img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Файлообмен: угроза или взаимопомощь?

10 лет назад

Несколько лет назад процесс обмена информацией и доступа к ней предполагал определенное количество усилий, которые людям приходилось прикладывать для того, чтобы достичь желаемого. Чтобы посмотреть фильм, нужно было идти в кинотеатр или покупать его (на видеокассете или DVD-диске) в магазине. Желание послушать новый альбом любимого исполнителя предполагало также походом в магазин и покупкой пластинки. При необходимости отправить родственникам из другого города фотографии, человеку приходилось распечатывать их в фотоателье, а затем идти на почту и отправлять в конверте.
Интернетизация общества породила массу альтернативных вариантов обмена контентом. Конечно, все описанные выше случаи (и многие другие) работают и сегодня, но многие люди стали выбирать альтернативные способы, подаренные интернетом — как правило, более экономичные и оперативные. Зачем идти в видеопрокат на углу, если можно купить фильм в онлайн-магазине или скачать бесплатно? Зачем отправлять родителям пакет с фотографиями, сделанными в отпуске, если можно залить их на фотохостинг, отправить по электронной почте или выложить в файлообменник?
Рассмотрим основные способы обмена контентом в сети интернет. 

Во-первых, музыку, видео, книги и компьютерные программы в интернете можно купить в онлайн-магазинах. Этот способ приобретения контента удобен тем, что покупателю не нужно прилагать усилий — сидя за компьютером человек может за считанные минуты найти то, что он ищет, купить (с помощью банковской карты, электронных денег и т.д.) и немедленно приступить к начать пользоваться приобретенным. Кроме того, скачивания из интернета зачастую являются более экономичными, так как не предполагают затрат по доставке товаров на прилавки магазинов. Но, во-первых, системы платежей в интернете пока ещё не получили повсеместного распространения, а оплачивать покупки банковскими картами многие пользователи опасаются по причине того, что в сети орудует огромное количество киберпреступников, ворующих данные и использующие их с целью наживы. Во-вторых, не каждый человек захочет купить тот или иной фильм или программу, если все это можно получить и бесплатно, а заодно и поделиться с другими пользователями. 

Файлообменники — это сервисы, дающие пользователю места под его файлы и круглосуточный доступ к ним. Это дает возможность "обмениваться" файлами (отсюда и название сервисов): один пользователь загружает файл на сервер и получает постоянную ссылку, пройдя по которой, другие пользователи смогут этот файл скачать. Администрации файлообменников при этом зарабатывают на показах посетителям рекламы или продажей premium-аккаунтов, покупая которые, пользователи могут закачивать на сервер и скачивать файлы без ограничений, а также получают дополнительные услуги. Самые известные сервисы такого типа — RapidShare, MegaUpload, FileFactory, Depositfiles и другие.
Ещё один популярный способ обмена контентом между пользователями – так называемые торренты. Торрент (BitTorrent) – это пиринговый (P2P) сетевой протокол, созданный программистом Брэмом Коэном в 2001 году. Его суть заключается в том, что все файлы, в отличие от случая с файлообменниками, не загружаются на сервер, а передаются напрямую между пользователями. Торрент представляет собой своеобразную «паутину» между пользователями, когда один и тот же файл скачивается одновременно по частям у разных пользователей. Интересно, что в тот момент, когда на компьютер скачивается файл, он одновременно раздается другим пользователям – это обеспечивает постоянный доступ к файлам и оперативность скачивания. На сегодняшний день такая система обмена контентом является одной из самых популярных, и ею пользуются миллионы людей по всему миру. Самые известные торрент-трекеры – The Pirate Bay, Mininova, Demonoid, в России – Torrents.ru и другие.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что все эти удовольствия идут рука об руку с нарушением авторских прав и потерей правообладателями части доходов. Звукозаписывающие лейблы, кинокомпании и целые объединения авторов годами с переменным успехом ведут борьбу как с целыми «пиратскими» ресурсами, так и с отдельными пользователями, участвующими в файлообмене. Так, например, одному из самых популярных BitTorrent-трекеров Demonoid постоянно приходится «путешествовать» по миру, скрываясь от правосудия. Сначала сервера ресурса базировались в Нидерландах, потом трекер переехал в Канаду под давлением голландского антипиратского ведомства BREIN. Канадской ассоциации правообладателей CRIA торрент-трекер вполне ожидаемо так же не пришелся по душе и был закрыт. Чуть позже ресурс перебрался в Украину, и эта история, похоже, ещё не завершена – Demonoid рискует объездить весь мир в поисках лучшей жизни.
Гораздо печальнее пример шведского ресурса The Pirate Bay – самого крупного торрент-трекера. Международная федерация звукозаписывающих компаний IFPI подала в суд на четырех владельцев сервиса, обвинив в содействии третьим лицам в нарушении закона об авторском праве. Спустя несколько месяцев судебных слушаний, дело решилось не в пользу ответчиков. Их признали виновными в пособничестве нелегальному файлообмену и извлечении из этого финансовой выгоды. Судья приговорил обвиняемых к году лишения свободы и штрафам общей суммой в $3,62 млн. История, правда, пока не закончилась: ответчики подают аппеляции, а недавно решили добиваться справедливости в Европейском суде, обвинив Швецию в нарушении прав человека и предвзятости.
Сам ресурс The Pirate Bay тем временем продолжает работать, а его пользователи – обмениваться файлами между собой. Правда, владельцы у торрент-трекера поменялись – в июле 2009 года ресурс приобрела шведская компания Global Gaming Factory X. Новые хозяева сервиса сразу задумались о том, как обезопасить себя в будущем. Во-первых, все файлы трекера будут перенесены на разные сервера для того, чтобы они не пропали, если сам The Pirate Bay вдруг закроют. Но это технические детали, гораздо более принципиально для любителей качать из торрентов то, что «Пиратская бухта» станет платной. Бизнес-модель, придуманная новыми владельцами, предполагает абонентскую плату за месяц, размер которой пока не уточняется. Зато известно, что часть денег, которые заплатят подписчики, будет направляться в счет отчислений авторам произведений – чтобы никто не остался обиженным и не надумал в будущем преследовать администрацию ресурса.
Кстати, не стоит думать, что в процессе борьбы правообладателей с нарушителями страдают только администраторы торрент-трекеров и файлообменников. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) известна своими показательными выступлениями против отдельно взятых пользователей, участвующих в файлообмене и нарушающих таким образом авторские права. Несколько лет продолжалось дело, ответчиком в котором выступала американка Джеми Томас, закачавшая в файлообменный сервис Kazaa 24 песни. Месяц назад мать троих детей признали виновной и приговорили к выплате компенсации в размере $1,92 млн. В 2008 году RIAA отсудила восемь тысяч долларов у девушки-подростка, которая выложила в интернет 10 песен, а незадолго до этого – договорилась о фильтрации интернет-трафика учебных заведений в штате Теннесси.
И это только часть примеров борьбы с нарушителями авторских прав – не стоит думать, что RIAA занимается исключительно охотой за пользователями, которые не могут за себя постоять. В конце 2008 года Американская ассоциация звукозаписывающих компаний достигла предварительных договоренностей с рядом крупнейших интернет-провайдеров о сотрудничестве в области блокировки p2p-траффика («от пользователя к пользователю»). Стратегия заключается в том, что, обнаружив активный обмен пользователей контентом, RIAA направляет провайдерам уведомления, а компании, в свою очередь, перенаправляют письма своим клиентам. В случае если кто-то из пользователей уличается в незаконном файлообмене неоднократно, у него понижают скорость обмена или вовсе отключают доступ к интернету без выплаты компенсаций. Такой способ борьбы с нарушителями сопряжен с рядом неудобств для самих компаний: во-первых, сотрудничество с защитниками авторских прав предполагает некоторые издержки, во-вторых – приходится отказываться от «неблагонадежных» клиентов, а значит, и от денег, которые они платят. Несмотря на это, сотрудничество между ассоциациями правообладателей и провайдерами услуг в будущем наверняка будет развиваться, и пиратствующим пользователям придется задуматься о своем поведении.
Американцам в этом отношении есть на кого равняться: в ряде европейских стран не первый год ведутся разговоры об отключении «пиратов» от интернета на законодательном уровне. В 2008 году Европарламент отказался от идеи признать обмен файлами в формате «от пользователя к пользователю» преступлением и ужесточать наказания для тех, кто использует пиринговые сети, но внутри каждой европейской страны этот вопрос решается по-разному. Показателен пример Франции – эта страна славится крайне жесткими методами борьбы с нарушителями авторских прав. Весной 2009 года французские парламентарии приняли так называемую систему «трех ударов», которая позволяет отключать файлообменщикам доступ к интернету, но позднее этот проект был признан антиконституционным. Вместо этого французы обошлись ужесточением наказания для пиратов: теперь по решению суда пользователей-нарушителей будут либо отключать от сети, либо штрафовать, а в особенных случаях – заключать в тюрьму.
Борьба с нарушением авторских прав и файлообменными ресурсами и сетями, считающимися пристанищами пиратов, вызвала ответную реакцию. В Швеции, на родине торрент-трекера The Pirate Bay, после упомянутого выше суда над его владельцами, местная партия «пиратов» резко набрала популярность, и в июне 2009 года даже прошла в Европарламент. Пиратская партия в Германии, отстаивающая права интернет-пользователей, получила место в Бундестаге (местном парламенте), а затем пиратскую партию зарегистрировали в Эстонии.
Многие музыканты подхватили идею свободного распространения музыки в интернете. Все началось в 2008 году с музыкальных коллективов с мировым именем Radiohead и Nine Inch Nails: эти группы, разочаровавшись в политике звукозаписывающих лейблов, самостоятельно выложили свои новые альбомы в сеть, чтобы пользователи могли свободно их скачивать и платить столько, сколько захочется – если вообще захочется. Их примеру последовали менее известные коллективы, некоторые из которых выбрали в качестве площадок для поиска слушателей именно торрент-трекеры и файлообменные ресурсы. Деятели искусства все чаще открыто выступают в защиту свободного использования результатов чьего-то творчества, так как это удобно, быстро и дает возможность самому решить, платить за что-то или не платить.
С дальнейшим проникновением информационных технологий в целом и интернета в частности в жизнь простых людей два противоборствующих лагеря – правообладателей и защитников авторских прав с одной стороны, и идеологов свободного распространения контента – наверняка придут к компромиссу. Будут найдены решения, которые устроят всех: как тех, кто создает или распространяет контент (будь то произведения искусства или компьютерные программы) и вполне справедливо хочет получать за плоды своего творчества деньги, так и тех, кто хочет свободно обмениваться информацией с другими людьми, не переплачивать за те или иные продукты, и приобретать их без лишних усилий.
Пока же все пользователи интернета живут в эпоху перемен, когда актуальные ещё несколько лет назад формы распространения музыки, кино или софта устарели, а новые не прижились или не регламентируются законодательно. Файлообменные ресурсы и пиринговые сети, по умолчанию не являются чем-то опасным и криминальным. Это всего лишь инструменты, которые можно использовать по-разному: как для оперативного способа переслать кому-то, например, фотографии с семейного торжества, так и для того, чтобы загрузить в интернет пиратскую копию только что вышедшего на экраны кинофильма, и отобрать таким образом кусок хлеба у его создателей. Но каждый человек должен осознавать, что используя файлообменники, то есть, раздавая или скачивая файлы, он, во-первых, косвенно наносит вред правообладателям, а, во-вторых, может стать объектом преследования со стороны борцов за авторские права.

Наверх