В 2012 году вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В «свободомыслящей» Интернет-среде он сразу получил прозвище «О защите детей от интернетов» — хотя на самом деле именно Интернета этот закон практически не касался и был больше про оффлайн. Но и с оффлайновой контентной безопасностью по-прежнему остаются вопросы…
Сторонники «стерильной» информационной среды нередко говорят, что негативный эффект может быть достигнут не только от самой информационной продукции, но и от тех элементов, которые помогают ее найти. Именно поэтому, кстати, многие детские браузеры и прочие «защитные средства» блокируют баннеры. В оффлайне сложнее, и рекламы многих зрелищных мероприятий и информационных продуктов (обычно фильмов, реже книг) находятся во «всеобщем доступе». На улицах, скажем, или в общественном транспорте.
Хотя закон «О защите детей от информации» и не распространяется на рекламу, нередко знак информационной продукции на такой рекламе присутствует – правда, он касается того, что рекламируется, а не самой рекламы как таковой. А сама реклама максимально воспроизводит «тональность» того, что рекламируется. Скажем, фильма ужасов. И сложно ожидать, что такая реклама будет соответствовать возрастным категориям « 0+» или «6+» — тогда она просто-напросто окажется неэффективной для своей целевой аудитории. А обратным эффектом этой «эффективности», указывают сторонники «стерильности», является ее негативное воздействие на маленьких детей, которые видят эти «страшные картинки» на улице.
Нечто подобное имеет место и в Интернете. На видеохостингах детский контент нередко «перебивается» вполне себе взрослой рекламой. При этом он может не только предварять детскую инфопродукцию или следовать за ней, но и «вклиниваться» в нее – в Интернете это законом не регулируется. Какую «картинку» увидит ребенок, смотрящий вполне себе подходящие для его возраста мультики – зависит исключительно от интернет-площадки. На практике она, как правило, не соответствует требованиям для младших категорий детской информационной продукции – с соответствующими последствиями.
Ситуация усугубляется тем, что обычные «блокировщики рекламы» в браузерах или в защитном ПО с рекламными вставками такого рода бороться не могут, так как подобная реклама часто является органической частью запрошенной пользователем видеопродукции. Выбор видеохостинга с хорошей репутацией тоже не является спасением – практика столь вольного отношения к рекламе в ассортименте присутствует и на «гугловском» YouTube, вроде бы заботящемся о детской безопасности.
До недавнего времени родителям предлагались только две рекомендации: скачивать контент для детей без рекламы заранее и выбирать «чисто детские» ресурсы, где отсутствие рекламы, не подходящей детям, гарантировано. Проблема здесь была главным образом в том, что такие ресурсы можно пересчитать по пальцам двух рук, и ассортимент контента на них ограничен. Да и скачивание контента для ребенка заранее может оказаться не совсем удобным вариантом.
В связи с этим, в России были инициированы соответствующие законодательные изменения. В частности, требования закона «О защите детей от информации» предлагается распространить и на рекламу. А требования закона «О рекламе» в части защитных гарантий, действующих для телеканалов – на Интернет. Инициаторы законов ожидают, что при должном уровне контроля можно будет обеспечить защиту от рекламы «не по возрасту» без того «режима стерильности», что в настоящее время действует только для интим-магазинов.
Некоторые инициативы в этом направлении уже стали законами. Например, требование размещать знак информационной продукции с середины 2017 года распространяется и на видеохостинги – то есть, по идее, любой видеоролик должен нести на себе знакомый «кружок» с цифрами допустимого возраста. В перспективе ожидается, что в Интернете и цифровом ТВ метки возрастной маркировки «научатся читать» защитные программы – благодаря чему «родительский контроль» станет гораздо эффективнее. Скептики, разумеется, вспоминают старую поговорку про то, как компенсируется строгость законов – но наличие самого закона уже создает базу для развития механизмов саморегулирования в этом направлении, которое в других сферах – как показывает практика – подчас оказывается намного эффективней регулирования…