Существует миф, что новое поколение детей знает о компьютерах все. Однако исследования показывают, что большой разницы в уровне компьютерной компетенции между молодыми людьми и взрослыми нет. Т.е. на данный момент взрослые все еще являются проводниками в мир компьютера и интернета для детей, это не происходит «само собой». В то же время, стоит сравнить в будущем результаты аналогичных исследования, когда место взрослых займет поколение так называемых «диджитал нейтивс» (англ. „Digital natives“ – рожденные в цифровом мире).
Сугата Митра из Индии проводит педагогические интернет-эксперименты, основанные на идее, что «Дай ребенку компьютер, и он за полчаса разберется в теории относительности». Так, в 2013 году был проведен эксперимент «Школа в облаке». «Школа в облаке» — это пространство, где дети обучаются сами. Дети задают вопросы и обсуждают их, получая ответы от интернет-модератора. В роли модераторов выступают преподаватели на пенсии. По мнению Митры, это – подход будущего, который позволяет детям с помощью интернета более эффективно усваивать информацию.
И в России стараются не отставать от остального мира и уделяют внимание «электронной составляющей» образовательного процесса.
На данный момент, сайты школ являются неотъемлемой частью современной школьной реальности. Они уже прошли путь от места для размещения основной контактной информации о школе до интерактивных порталов для взаимодействия между учителями, учениками и родителями. Электронные журналы способствуют оперативности учебного процесса. Однако на данный момент система еще не позволяет отказаться от бумажных журналов, что вынуждает учителей вести двойную «канцелярскую работу». В этом оборотная сторона «переходного периода».
Сайт школы также дает представление о жизни школы, т.е. как о буднях, так и различных мероприятиях. В качестве примера можно взять сайт Московской лингвистической гимназии № 1513, на котором можно найти всю основную информацию по текущему учебному процессу, экскурсиям, школьным праздникам, а также специфике школы (углубленное изучение немецкого языка).
Что касается учителей, в России существует около 40 социальных сетей для них, однако в ближайшем будущем планируется создание еще одной центральной площадки для всех учителей России, на которой они смогут не только общаться между собой, но и знакомится с новыми образовательными нормативами и методическими материалами.
Как мы регулярно слышим в новостях, большое внимание на данный момент уделяется техническому оснащению школ компьютерами с доступом к интернету. Планируются и дальнейшие нововведения в этой области. Так, например, с 1 января 2015 года в России будут издаваться только те учебники, у которых также существует электронная версия. Т.е. у учителей и учеников будет выбор между электронным и бумажным вариантом. При этом электронный вариант будет не просто дублировать текст и иллюстрации бумажного, но будет интерактивным – содержать перекрестные ссылки между ресурсами и даже предметами, что позволит получать более комплексную информацию. В будущем интерактивные электронные учебники также позволят выполнять задания непосредственно в учебнике, который будет автоматически пересылать их на проверку учителю. Это также позволит учителю работать более индивидуально с учеником, лично пересылая ему его задание.
Использование интерактивных сервисов может расширить возможности учителя по объяснению и донесению информации. Например, для изучения иностранного языка важно слышать «живой язык», а не только учителя. На данный момент существуют различные подкасты: в первую очередь, видео. Это легкий способ для восприятия информации. Однако использование дополнительных сервисов не всегда уместно, иногда это только перегружает структуру занятия.
По сообщению агентства РИА-Новости, в 2015 году планируется ввести предмет «интернетоведение» в школьную программу для пятиклассников. В процессе обучения школьникам расскажут о безопасном интернете, о международных архивах учебных материалов, а также о том, как правильно забронировать авиабилет в интернете и заказать тур. В первое время преподавателями будут е учителя информатики, а профессионалы из интернет-среды.
Как в свое время уроки информатики, этот предмет может оказаться полезными в плане приведения компетенций школьников в этом вопросе к единому уровню, который на данный момент может сильно зависеть от места их проживания, а также от благосостояния семьи.
Также аналогичную позитивную роль в восприятии интернета, в первую очередь, как образовательного ресурса потенциально могут играть библиотеки. В России существует развитая сеть из 3397 библиотек, около 40% пользователей которых – дети школьного возраста. На данный момент во многих библиотеках уже имеются компьютерные классы с доступом в интернет, проводятся курсы компьютерной грамотности. Также в 2013 году в неделе безопасного интернета принимали участие 30 библиотек из 36 городов России. Интернет во определенном смысле может заменить библиотеку, однако их симбиоз представляется наиболее продуктивным по результатам, о чем свидетельствует опыт Западных стран, где многие приходят в библиотеку не только за обычными книгами, но и за интернетом. Первое знакомство с интернетом в библиотеке также представляется позитивным контекстом в плане создания и развития безопасной интернет-среды: в библиотеке есть возможность централизованного слежения за вирусными угрозами и нежелательным контентом, с которым в другом случае каждому приходится бороться самостоятельно.