img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Энциклопедия киберсквоттинга

10 лет назад

Практически ни один публичный отчет по доменной активности не может обойтись без злобного словечка «киберсквоттер». За рычащим названием прячется отнюдь не робот из компьютерной игры, а более прозаическая вещь – полулегальный бизнес в области имен сайтов. Киберсквоттинг – это приобретение доменных имён, созвучных названиям известных компаний или популярными названиями с целью их дальнейшей перепродажи или размещения рекламы. А люди, практикующие такие действия, как раз и называются киберскво́ттерами.

Бизнес по перепродаже и захвату «удобных» доменных имен существует достаточно давно – как только Интернет стал играть достаточно значимую роль в деловых процессах. Причем он настолько развит, что его разделяют на несколько основных видов.

Тайпсквоттинг — это регистрация доменов, созвучных раскрученным ресурсам и крупным торговым маркам, но отличающихся от них некоей «типичной» опечаткой (отсюда и название). Целью регистрации такого имени является «получение» для себя части посетителей крупного ресурса. Ту самую, которая по незнанию или в спешке сделает опечатку в доменном имени. К примеру, регистрация сайта с названием «gogle.ru» или «wwwmail.ru» приведет часть опечатавшихся посетителей сайтов google.ru и mail.ru. В филологии существует целое направление, в котором изучается наиболее часто встречающиеся опечатки. Именно это направление и является одним из инструментов тайпсквоттера.

Но тайпсквоттинг используется не только для привлечения посетителей на свой сайт. Зачастую двойник призван скомпрометировать основной домен. Например, сквоттер размещает на своем сайте различные нелицеприятные материалы о подлинном домене. Невнимательный пользователь может принять сайт-двойник за оригинал и перестать посещать последний.

Известный прецедент имел место быть с популярным поисковиком Yandex.ru. Двойник Jandex.ru отхватил немало опечатавшейся аудитории, однако в 2003 году суд передал этот домен «подлинному» Яндексу.

Брендовый киберсквоттинг — это захват доменных имен, созвучных или имеющих точное название торговых марок. Примеров таких случаев можно привести много, однако суть проблемы везде одна — киберсквоттеры регистрируют на свое имя домены, совпадающие по написанию с известной торговой маркой «до степени смешения». Когда же компания решает завести свой сайт и обнаруживает что их название занято, им предлагают выкупить доменное имя за сумму, значительно превышающую затраты на регистрацию. Собственно, именно поэтому брендовый киберсквоттниг – самый «денежный» и «популярный» вид киберсквоттинга. 
Существуют законы, регулирующие правовые отношения в таких случаях — и компании, обладающие правом на бренд, обычно могут отсудить свой домен у киберсквоттера. Особенно «удобно» это оказалось в России, где правовой статус доменного имени после ввода IV части Гражданского кодекса остался неопределенным. Однако на суд может уйти много времени и денег, поэтому владельцам компаний необходимо озаботиться регистрацией своего домена как торговой марки одновременно с регистрацией фирмы.

Именно в такую неприятную ситуацию попали фирмы, которым пришлось отсудить свои законные домены — kamaz.ru, merсedes.ru, coca-cola.ru, audi.ru, mosfilm.ru, ntv.ru и другие.

Именной киберсквоттинг – аналог «брендового», регистрация доменов популярных имен и фамилий. Например, putin.ru или britneyspears.ru. Обладатель такого домена может получить несколько тысяч посетителей в сутки.

Если кто-то зарегистрирует домен с Вашей фамилией – вы, возможно, и не расстроитесь, так как не собираетесь заводить свой сайт. Однако если в будущем вы станете президентом РФ или популярным писателем, то киберсквоттеры неплохо заработают на таком домене.

К тому же, предметом киберсквоттинга являются не только имена знаменитостей. Распространенные имена и фамилии, вроде ivanov.ru или katya.ru, тоже приносят определенную аудиторию.

Отраслевой киберсквоттинг подразумевает регистрацию доменных имен, созвучных или точно обозначающих отрасли экономики, названия товаров или услуг. Например, mebel.ru или parfum.ru. Такой удачный домен можно выгодно перепродать компании, занимающейся данным видом деятельности или использовать в качестве страницы с посторонней рекламой. Обладание таким доменом дает ряд весомых преимуществ, таких как прямой набор пользователя, брендовость и запоминаемость. Именно отраслевая деятельность приносит киберсквоттерам самый большой доход.

Географический киберсквоттинг — регистрация доменов с территориальными названиями. Например, один только домен «moskva.ru» принесет немалую аудиторию. Место в сети часто объединяет пользователей по географическому признаку. У каждого города есть свой сайт. В крупных городах высокую посещаемость имеют даже сайты округов и микрорайонов. В сфере туризма определенный географический домен может дать доминирующее положение в продажах туристических путевок.

Защитный киберсквоттинг — когда легальный владелец популярного сайта или товарного знака регистрирует все доменные имена, близкие, созвучные, похожие, связанные по смыслу с его собственным доменным именем. Делается это именно для того, чтобы не стать жертвой киберсквоттеров. Например, владелец популярного сайта «site.ru» зарегистрирует домены «site.org», «site-msk.ru» и «wwwsite.ru», чтобы перенаправлять с них посетителей на свой основной сайт. Защитным киберсквоттингом пользуются обычно знаменитости и крупные компании – например, чтобы не получить порногалерею имени себя на сайте с именем, похожим на URL своего официального сайта.

Киберсквоттеры караулят и регистрируют просроченные по оплате домены, чтобы затем перепродать их владельцам. Они также регистрируют просто популярные слова. Для того, чтобы предсказать, какие слова станут популярными в будущем, сквоттеры стараются получить доступ к статистике запросов популярных поисковых систем. Также практика подсказывает, что имя, появившееся в .com, с большой вероятностью скоро потребуется и в других зонах. Например, сквоттеры регистрировали домена google.ru и yandex.com, но правообладателям удалось отсудить их.

Как уже говорилось, согласно российскому законодательству, товарный знак имеет приоритет перед доменным именем, то есть владелец товарного знака может запретить использование своего знака в доменном имени. Фактически это означает возможность отобрать домен у киберсквоттера (ч. 2 с. 4 закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Однако на практике этот закон используют для того, чтобы отсудить домен у законного владельца через регистрацию товарного знака с таким же названием. Примером может служить дело «Медиа-сервиса» против развлекательного портала combats.ru. Компания зарегистрировала товарный знак «Комбатс» и потребовала через суд вернуть ей домен. В начале суд удовлетворил требования «Медиа-сервиса», однако впоследствии «Бойцовскому клубу» удалось добиться отказа в иске.

Регистраторы доменных имен уже несколько лет ведут борьбу с киберсквоттерами. В конце прошлого века администратор домена RU РосНИИРОС принял решение о введении предоплаты за регистрацию доменных имен, что значительно уменьшило активность сквоттеров. В 2005 году RU-CENTER внес изменения в процедуру регистрации доменных имен, удаляемых из реестра домена RU, в этот день их регистрация возможна только через web-интерфейс. Борьбой с киберсквоттингом занимаются как специализированные организации, так и такие «гранды» управления Интернетом, как ICANN и ВОИС. Они создали Унифицированную политику разрешения споров о доменных именах (UDRP).

Несмотря на существующие законы, суд остается долгим, дорогим и безрадостным делом, поэтому проще заранее обезопасить себя от деятельности киберсквоттеров. Для этого нужно просто быть внимательнее и вовремя регистрировать необходимые доменные имена и оплачивать старые регистрации.

 

Наверх