img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Как организовать просветительскую лекцию? Рекомендации волонтерам

10 лет назад

Не секрет, что гражданские волонтеры отличаются очень высокой активностью и малой формальностью в своих действиях. Эти позитивные качества волонтерского сообщества существенно облегчают задачу проведения информационно-просветительской работы в школах и детских организациях в тех случаях, когда волонтер заинтересован в организации такого мероприятия или в участии в нем.

Зачастую возможности волонтера в плане организации какого-либо event-а строятся на широкой сети личных знакомств – особенно если речь идет о небольшом населенном пункте. Для успешного ведения волонтерской работы эти контакты охватывают не только других социально-неравнодушных граждан, но и сотрудников МЧС, правоохранительных органов, профильных органов местного самоуправления, медиков, в некоторых случаях – также работников образования и журналистов. Именно эти неформальные контакты зачастую становятся «точкой старта» для проведения информационно-просветительской кампании или отдельного мероприятия, а личные знакомые – соорганизаторами или партнерами. Неформальный контакт обеспечивает более легкую организацию локального информационно-просветительского мероприятия, особенно если принятие решения о его проведении находится в компетенции выбранного личного знакомого либо «знакомого знакомого».  При организации более крупного мероприятия, охватывающего несколько объектов, данная схема дает сбой в связи с тем, что чаще всего круг непосредственных знакомств становится недостаточным для принятия решения об организации мероприятия, и рано или поздно процесс консультаций с лицами, принимающими решения, «обезличивается» (то есть начинает идти без участия волонтеров) или формализуется.

Процесс установления партнерства имеет свои «правила игры» — формальные и неформальные. И при планировании крупного информационно-просветительского мероприятия волонтер рассматривается как некий «формализованный» элемент. В этой связи для потенциального организатора мероприятия огромным плюсом является демонстрация принадлежности к профильной организации (волонтерскому сообществу) вкупе с личной «экспертностью», наличие подтвержденной практики взаимодействия с теми государственными и муниципальными органами, в компетенцию которых входит проблематика потенциального мероприятия (все те же МЧС, правоохранители, психологи, сфера образования), демонстрация потенциальной новизны, которая может быть продемонстрирована в ходе планируемой информационно-просветительской акции. Идеальной является демонстрация возможности привлечения именитых партнеров или распространения качественных информационно-просветительских материалов. В глазах лица, принимающего решение, большую роль может играть личная репутация волонтера или репутация организации, которую он представляет, так что принцип «Береги честь смолоду» при выборе формального инициатора может играть чуть ли не определяющую роль.

Оценив свои силы в организации или проведении информационно-просветительского мероприятия, организатору следует определиться с тем, на какую целевую аудиторию он рассчитывает свое мероприятие и какие возможности он имеет для его проведения (к примеру, некоторые волонтеры могут лично распоряжаться неким помещением). Нелишне также свериться с информационными ресурсами волонтерской организации, партнеров или просто с Интернетом на предмет планов некоей крупной информационно-просветительской кампании, планируемой на ближайший период. Если таковая планируется, то «ключом к успеху» может стать возможность выступить локальным «проводником» этого мероприятия. Возможно даже, что партнером некоей кампании является волонтерская организация, членом которой Вы являетесь. В таком случае необходимо «заявиться» к организаторам кампании со своей готовностью провести мероприятие на Вашей территории. Как правило, контакты  организаторов присутствуют на официальном сайте кампании либо на сайте организации, проводящей кампанию. Если речь идет о национальной кампании, у которой в Вашем регионе имеется региональный соорганизатор, целесообразно выйти сразу на него – тем более что, скорее всего, национальный организатор «переключит» дальнейшее общение на Ваш регион. Если же соорганизатором кампании является Ваша волонтерская сеть, то все совсем просто – необходимо дать знать координаторам о своей готовности принять участие. В своей заявке необходимо не просто изъявить свое желание, а – как в резюме – указать свой опыт в проведении аналогичных мероприятий, уровень своей экспертной квалификации по интересующей проблеме (тем более если Вы сами планируете выступать лектором), и самое главное – перечислить партнеров, которых Вы привлекаете к проведению мероприятия. Именно поэтому все предварительные «справки» среди своих знакомых и партнеров лучше навести ДО подачи официальной заявки.

Участие в крупной просветительской кампании вовсе не «лишает самостоятельности» местных организаторов. В большинстве случаев кампании, особенно национальные, опираются на местах именно на таких региональных и местных соорганизаторов – провести общероссийское мероприятие полностью своими силами тяжело даже «грандам» индустрии. А региональный или общероссийский «зонтик» резко повышает возможности для пиара инициативы, осведомленности о ней целевых аудиторий, а также для контакта с партнерами в других регионах и – о чем не всегда говорят открыто – для получения дальнейшего финансирования своих проектов. 

Технических аспектов проведения мероприятий в различных форматах очень много, и рассмотреть их в рамках одной статьи просто невозможно. К примеру, застройка выставки – это вопрос, обычно выходящий за пределы интереса волонтера: если уж речь идет о профессиональной застройке, то такие вещи проводятся организациями, и они либо имеют в штате соответствующего профессионала, либо специально заключают с ним договор на время проведения мероприятия. Гораздо большую ценность для потенциальных партнеров волонтер представляет именно как источник ценного практического опыта, апробированного на практике знания, которым он может в доступной форме поделиться с теми, на помощь кому направлена его работа.

Поэтому самая главная задача – этот опыт качественно презентовать. Наверное, излишне говорить, что презентация должна быть практической – то есть те знания и советы, которые в ней представляются, должны быть полезны в повседневной жизни. Однако, помимо этого,  материал должен быть «доставлен» в яркой и увлекательной форме. Современные инструменты презентаций – Power Point и его аналоги – имеют множество возможностей разнообразить презентацию различными эффектами – к примеру, сменяющими друг друга изображениями, схемами и так далее. Однако даже если сделать компьютерную презентацию нет возможности, будет нелишним проиллюстрировать основные вещи «по старинке» — например, плакатами на больших листах ватмана. Правда, для этого понадобится человек, который умеет хорошо рисовать. Неплохо срабатывает интерактив – непосредственное общение с аудиторией в режиме разговора, если удастся преодолеть изначальную скованность аудитории. Что касается превращения просветительского мероприятия в практический тренинг – например, по использованию мобильных приложений для безопасности – то проведение такого тренинга на практике возможно скорее в «демонстрационной» форме, когда происходящее на экране устройства транслируется на аудиторию через проектор. Импровизированному «уроку информатики» на мобильных устройствах детей помешают разнотипность устройств (далеко не у всех есть смартфоны), изначально разный уровень цифровой компетентности детей, а также определенная настороженность к установке дополнительных приложений.

При подготовке выступления, презентации или тренинга крайне желательно, чтобы материал опирался не только на собственный опыт, но и на имеющиеся национальные или мировые практики. В связи с этим всегда нелишне использовать при подготовке мероприятия Интернет – в первую очередь специализированные информационные или аналитические сайты по презентуемым вопросам. Такие сайты могут помочь со свежей статистической информацией, сведениями о существующих в практике трендах, имеющимися качественными решениями в области детской безопасности. Вкрапление подобной информации в выступление, особенно на родительскую аудиторию, избавит его от эффекта «продающей» (то есть когда аудитория полагает, что истинной целью презентации является коммерческое продвижение некоего продукта, бренда или решения) и поможет легче ответить на, пожалуй, самый главный вопрос аудитории: «Какими РАЗЛИЧНЫМИ методами можно лучше защититься от угроз, идущих из цифровых технологий»?

Наверх