Потенциально противоправные способы использования веб-камер, цифровых фотоаппаратов и камер мобильных телефонов заставляют пользователей цифровых технологий и общество вообще предпринимать определенные шаги по защите от вредоносных действий с использованием цифровых камер. Помимо активной борьбы с киберунижением, на помощь пользователям приходит комбинация программно-технических защитных мер и поведенческих советов.
Ряд вредоносных программ в настоящее время обладает возможностью самостоятельно активировать веб-камеру, присоединенную к компьютеру или встроенную в компьютер, заставляя ее производить съемку без ведома хозяина и пересылать результаты съемки на компьютер злоумышленника. Наиболее надежным средством защиты от подобной напасти является обычное антивирусное и «антишпионское» (anti-spyware) программное обеспечение, то есть комбинация обычных антивируса и файрволла. Ряд пользователей по собственной инициативе принимают дополнительные меры предосторожности, например отсоединение веб-камеры от компьютера или закрытие ее объектива.
Впрочем, гораздо чаще злоумышленники – в данном случае педофилы – просят детей использовать веб-камеру сознательно, например для совершения перед камерой неких сексуальных действий. Как правило, подобные предложения поступают в видеочатах. Проблема показала себя достаточно массовой в Европе и США, где подобное предложение мог получить каждый шестой ребенок. Разумеется, на такие «просьбы» следует соответствующим образом реагировать, в том числе с передачей информации об извращенце в правоохранительные органы. В большинстве случаев профилактика недопустимости подобных действий, которую можно провести с ребенком, не выходит за пределы общей пропаганды сексуальной этики и недопустимости развратных действий.
Несколько более широкий спектр проблем возникает в связи с фотографиями – ввиду большей легкости их изготовления, монтажа и пересылки. Дети достаточно активно обмениваются фотографиями и активно их публикуют на внешних ресурсах. С учетом того, что однажды опубликованное в Интернете крайне сложно удалить полностью, крайне важно, чтобы ребенок осознавал принцип «Что написано пером – не вырубишь топором» применительно к Интернету. А именно – очень важно научить ребенка корректной оценке изображения, которое он хочет выложить в Интернет. Ребенок должен осознавать, что опубликованные им фотографии, изображающие его с негативной стороны, однажды могут нанести ему вред, негативным образом сказаться на его жизни – причем это может случиться спустя годы.
В этой связи довольно крупную проблему стали составлять так называемые «селфи» — фотографии себя самого (самой), сделанные при помощи камеры собственного мобильного телефона. Причем не столько «селфи» как таковые, сколько их разновидность под названием «секстинг» — самостоятельная съемка эротических фото или видео на камеру собственного мобильника. Секстинг характерен не только для подростков (в основном девушек), но и для детей предподросткового возраста – убежденных, что такие изображения являются ключом к успешности в своем окружении и на публике вообще. Именно такие фотографии становятся основой для сексуальной эксплуатации и киберунижения несовершеннолетних, негативно влияя на их честь, достоинство и репутацию. Если с киберунижением все ясно – фото используется для оскорблений, массовой рассылки и служит причиной непристойных реплик и предложений – то с педофилами несколько сложнее: они могут рассматривать такое фото как «приглашение» к грумингу (вовлечению в половые отношения), так и использовать его для шантажа с целью вовлечения ребенка в сексуальную эксплуатацию или получения более «откровенных» изображений. Главным способом профилактики таких инцидентов является укоренение у ребенка безусловного мнения о недопустимости и опасности поиска «популярности» подобными способами, с одновременным подсказыванием безопасных альтернатив обретения популярности.
Другая сторона тщательного подхода к публикации изображений – это ответ на вопрос «А что другие смогут узнать по моей фотографии?». Опытный аналитик, которых немало среди преступников, по изображенным предметам может довольно четко установить место проживания ребенка или его обучения, с целью выбора жертвы и совершения преступления. Причем преступление может быть направлено как против ребенка (похищение, сексуальная эксплуатация), так и против близких (например, ограбление). Великолепным «подарком» преступникам в таком случае может являться, например, крупный план школьной тетради с данными школы, или уличная табличка на доме с подписью к фото «Мой дом». Поэтому публикуемое фото должно быть максимально обезличено – во избежание возможного интереса преступников.
В последнее время весьма популярными, в том числе среди детей, являются Интернет-открытки – комбинация текстового поздравления, картинки и звукового файла. Современные Интернет-технологии и редакторы открыток позволяют ребенку скомпоновать поздравление своим друзьям и близким практически из любого изображения. Однако еще одно «не», которое ребенок должен знать при работе в Интернете – это недопустимость изменения изображений таким образом, чтобы они унижали достоинство изображенного. Даже дружеский шарж может унизить достоинство, если этот шарж не был согласован. Поэтому на публикацию унижающих достоинство изображений ребенком однозначно должен быть наложен запрет.