img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

«НеДопусти!» провел Круглый стол о цифровых угрозах для юного поколения

5 лет назад

23 ноября 2018 г. на площадке московской ВДНХ в павильоне 75 прошел тематический Круглый стол «Защита детей от информационных угроз в сети Интернет», организованный Фондом «НеДопусти!» — оператором Центра безопасного Интернета – при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Необходимость очередного экспертного разговора о проблемах детей и подростков в «цифровом мире» была вызвана тем, что «цифровые опасности» в очередной раз переходят на новый уровень – вслед за прогрессом технологий. Для того, чтобы меры обучения, информирования и профилактики угроз были адекватны новому технологическому витку, потребовалось подробно проанализировать текущий уровень цифровой защищенности несовершеннолетних и определить актуальность используемых материалов и технологий. С учетом этого, в качестве выступающих на Круглый стол были приглашены эксперты из различных областей – образования и воспитания, Интернет-индустрии (включая разработчиков защитного ПО), финансовой безопасности, психологии и психиатрии.

Общую картину «цифровых угроз» обрисовал собравшимся директор рязанского Интернационального центра спасения детей от киберпреступлений Сергей Пестов. Он отметил, что наиболее часто детям и родителям приходится сталкиваться с угрозами, представляющими ту или иную форму киберунижения. При этом формы киберунижения могут включать в себя элементы других угроз (например, распространения сцен сексуальной эксплуатации или экстремизма) и, таким образом, являться «комплексными». Однако, в отличие от «смежных» угроз, защита от собственно киберунижения слабо прописана в законодательстве, плюс к этому действенность защитных механизмов в тех же социальных сетях, как правило, оставляет желать лучшего. Особо Сергей Пестов остановился на активностях по привлечению несовершеннолетних к ознакомлению с противоправным контентом, в том числе под внешне «благовидными» лозунгами – сейчас в Сети существуют даже соответствующие сообщества.

То, что опасность для здоровья из Интернета – отнюдь не выдумка, убедительно доказал доктор медицинских наук, старший научный сотрудник знаменитого «Центра Сербского» Лев Пережогин. За теми или иными действиями жертв киберунижения, их поведенческими реакциями кроется совершенно официальный и международно признанный диагноз. Прогноз поведенческих расстройств может быть как благоприятным, так и «не очень» — в зависимости от интенсивности киберунижения, его длительности и темы, которую используют киберагрессоры. Однако усугубить вред легко можно некорректной реабилитацией, имеющей место в силу полного отсутствия контроля качества за психологическими услугами (к медикам родители, как правило, обращаться боятся в силу положений закона о дискриминирующем «диспансерном учете»). С учетом этого, по мнению Льва Олеговича, общество просто нуждается в «наведении порядка» не только в плане борьбы с киберунижением, но в первую очередь в действенной системе реабилитации, доступной всем и каждому.

Интересную взаимосвязь подчеркнула ведущий специалист ФинЦЕРТа Центробанка Екатерина Старостина – механизмы киберунижения нередко используются в той или иной степени кибермошенниками. Разумеется, наиболее простая форма этой взаимосвязи – шантаж, то есть вымогательство денег под угрозой «непубликации чего-то унижающего». Что же касается повышения осведомленности о всех подобных уловках жуликов, то, по мнению специалиста, пока недостаточно задействован волонтерский потенциал. При этом волонтеры могут вполне быть одного возраста с обучаемыми – и если подобные формы работы среди детей уже известны, то вот на противоположном «возрастном полюсе» — среди пенсионеров – подобные формы почти не практикуются. Хотя именно в этой возрастной категории есть достаточно неплохие возможности для организации подобной активности – к примеру, через те же Советы ветеранов. Что же касается обучения киберграмотности в рамках обычного учебного процесса, то разработка подобных курсов не должна быть замкнута исключительно на Минобразования и должна учитывать данные от других субъектов, непосредственно вовлеченных в процесс цифровой безопасности.

Одним из недостатков современного медиапространства многие называли и называют мизерное количество позитивного контента, доступного несовершеннолетним. О путях решения этой проблемы говорили Виктория Бунчук из Координационного центра национальных доменов и Евгения Армадерова из главной детской библиотеки страны. Виктория Бунчук рассказала о проблемах, возникающих при экспертизе позитивного контента на практике, и подробно изложила Критерии отнесения контента к позитивному, разработанные в целях устранения таких проблем Общественным советом при детском омбудсмене. Критерии включают в себя требования к содержимому (впрочем, не влияющие на собственно свободу творчества), оформлению (именно с ним связано большинство проблем с «псевдопозитивным» контентом), а также безопасности. Евгения же Армадерова говорила о каталогизации и приумножении позитивного контента за счет имеющихся ресурсов – в связи с недостатком «свежего» контента, библиотекари приступили к цифровизации ранее созданного в «нецифровых» формах позитивного контента. Подобный шаг позволяет резко увеличить количество детского контента в Сети, качество и приемлемость которого были многократно проверены. При этом, понимая сложности поиска детского контента через обычные поисковики, детские библиотекари по всей стране создают специализированные виртуальные хранилища такого контента –зайдя на такой ресурс, можно смело искать интересное для себя без риска наткнуться на что-то неприемлемое. К числу таких проектов относятся Национальная электронная детская библиотека и Веб-Ландия.

О том, чем могут быть полезны защитные программы помимо банального «не пускать», рассказал Андрей Сиденко из Лаборатории Касперского. В первую очередь они помогают проводить опросы целевых аудиторий в неформальной обстановке – и естественно, что результаты этих опросов сильно отличаются от проводимых в школах. К примеру, потребление образовательных ресурсов здесь уходит на пятое место, уступая «законное» первое игровому контенту. А вот лидерство социальных сетей в медиапотреблении не подтвердилось – они, как правило, на втором или на третьем месте. Таким образом, выявляется более приближенная к реальности картина соприкосновения несовершеннолетних с теми или иными видами контента и столкновения их с чем-то, что может причинять им реальный вред.

Что же касается нового поколения цифровых угроз, то подробный разговор о них произойдет в ходе Недели безопасного Рунета – которая пройдет в начале февраля наступающего года. Специализированные мероприятия пройдут для всех основных участников процесса обеспечения позитивной и безопасной цифровой среды для детей и подростков, и по их результатам ожидаются новые цифровые продукты, процедуры и образовательные материалы. Участвуйте – будет интересно и полезно!

Наверх