img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Нетикет — правила хорошего тона в Сети

9 лет назад

В общем и целом работа и времяпровождение в Интернете предусматривают следование определенным нормам поведения. Часть из этих норм продиктована особенностями компьютерной коммуникации, большая же часть соответствует культурно-этическим нормам реального мира. Следование этическим нормам в Интернете обеспечивает успех в использовании Интернета и в социализации в Интернет-среде.

Процесс формирования этики поведения в «виртуальном мире» принципиально не отличается от формирования поведенческой модели ребенка в повседневной жизни и включает в себя тех же действующих лиц: главным образом семью и школу. Предполагается, что школьное участие, помимо общевоспитательной деятельности, будет также проявляться в ходе уроков компьютерной грамотности. Однако семейный вклад на данной стадии будет гораздо более основополагающим и будет носить как общевоспитательный характер, так и определенные действия, непосредственно связанные с компьютером и Интернетом. В принципе, это должны быть совместные с ребенком занятия за компьютером.

Ключевой постулат, от которого, на взгляд специалистов, должно отталкиваться формирование сетевого этикета ребенка («нетикета», от англ. net – Сеть и фр. etiquette – этикет) – «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Эта упрощенная форма категорического императива немецкого философа И.Канта универсально позволяет соотносить совершаемые или планируемые действия с наиболее ценным для многих личностей мерилом – самим собой. При отсутствии правил, четко регламентирующих некий вопрос поведения в Сети, на наш взгляд, следует соотносить поступок с рекомендуемой общей нормой оффлайнового правильного поведения.

Остальные правила являются, как правило, специальными, то есть касаются конкретных сфер, ситуаций и поступков. К ним относятся соблюдение культуры и этики общения в Сети, следование правилам, установленным для пользования на конкретном Интернет-ресурсе, общие правила коммуникации (например, средства выражения эмоций при текстовой переписке). Здесь целесообразно обратить внимание на ложность тезиса о присутствии некоей «этики виртуального мира», отличной от этики поведения в повседневной жизни – дело в том, что все действия, совершаемые в Интернете, человек совершает в реальной жизни, ибо он физически не перемещается в некую иную реальность. В связи с этим важно, чтобы ребенок усвоил, что мораль и законы «реального мира» действуют – и обязательны! — и при работе в Интернете.

Необходимо, чтобы ребенок четко представлял себе, что и когда он имеет право делать за компьютером, а что и при каких обстоятельствах – нет. Для лучшей запоминаемости целесообразно порекомендовать способ, успешно зарекомендовавший себя в англосаксонских странах – занести правила использования ребенком Интернета на бумагу, в форме «семейного контракта» или «семейных правил» пользования компьютером. Такой документ следует составить вместе с ребенком как результат совместного обсуждения (односторонне навязанные правила ребенок, скорее всего, отторгнет) и включить в него график использования Интернета ребенком, основные условия, при которых можно продолжать работу в Сети (например, обязательное включение отдельных программ), а также правила, связанные с безопасностью. Документ не должен быть излишне конкретным – все-таки это не Уголовный кодекс, но при этом он должен охватывать все основные «проблемные точки» работы в Интернете. По сложным вопросам «Семейные правила» должны предусматривать обращение за помощью к родителям.

Следование подобным «Семейным правилам» вкупе с воспитательным процессом и защитными мерами помогут наиболее эффективно использовать Интернет для обучения и развития ребенка, создав базу для формирования ответственного и разумного пользователя Интернета. Само собой, что чем больше таких пользователей – тем, скорее всего, безопаснее будет в Интернете.

Наверх