Интернет представляет собой самое крупное пространство циркулирования и хранения информации в истории человечества. Информация в Сети (так сокращенно называют Интернет) располагается на сайтах – группах веб-страниц, на которых размещена некоторая доступная человеку информация текстового, звукового или визуального характера. По оценкам компании Netcraft, на 1 января 2014 года в Интернете содержалось свыше 861 млн. сайтов (!), каждый из которых может содержать в себе от одной до сотен веб-страниц. Прирост количества веб-сайтов, по оценкам этой же компании, за 2013 год составил 37%, а в 2012-м – все 50%. Для сравнения, в 2010 году сайтов в Сети было всего 170 миллионов.
Ориентироваться среди этого массива сайтов помогают так называемые поисковые сайты, или поисковики – анализирующие тематический запрос пользователя и предлагающие возможные веб-страницы и сайты, потенциально содержащие нужную информацию. По исследовательским оценкам, свыше 80% посетителей сайтов приходят на них с поисковиков. Несмотря на то, что в последние годы, кроме поиска, эти порталы предлагают и другие услуги, в том числе электронную почту, прогноз погоды или спутниковые карты, наиболее важной их функцией по-прежнему остается поисковая.
Следует учитывать, что анализ (индексация) содержимого сайтов осуществляется поисковиками автоматически, без участия человека-оператора, и в соответствии с определенными программными алгоритмами. Поэтому зачастую в результатах поиска присутствуют сайты по очень отдаленной или вообще не имеющей отношения к запросу тематике. Это, как правило, вызвано как неизбежными огрехами в работе поисковых машин, так и намеренными действиями отдельных создателей сайтов с целью попадания в верхние позиции результатов поисковых запросов. Очень важно, чтобы ребенок при овладении навыками поиска был готов к подобному обороту событий. Для результативного поиска необходимо, чтобы ребенок умел грамотно формулировать поисковый запрос и при необходимости предлагал поисковику несколько вариантов запросов, что увеличивает шансы нахождения полезной информации.
С подобными «огрехами» поисковых запросов и машин нередко связано то, что ребенок при ответе на свой запрос получает ссылки на контент, ознакомление с которым в данном возрасте может нанести вред образованию и развитию ребенка. К примеру, при запросе «девочки» поисковик может предложить ему сайты с рекламой интим-услуг или порнографическим контентом, а запрос по истории Великой Отечественной войны приведет на сайт исламских экстремистов. Это касается как общей опции поиска по сайтам, так и поиска среди изображений или видео.
Частично эта проблема решается путем использования так называемых «опций детского поиска», предлагаемых рядом поисковиков. В данном случае поисковый робот исключает из результатов поиска, предлагаемых пользователю, весь сомнительный с точки зрения допустимости контент. Однако следует четко осознавать, что любое автоматическое средство не дает стопроцентной гарантии исключения доступа ребенка к недопустимому контенту, а также то, что по некоторым вполне безобидным запросам поисковый робот может проявить «излишнюю бдительность» и отказать в удовлетворении запроса.
Ряд специализированных детских поисковиков предлагает поиск по определенным темам исключительно в пределах четко определенного круга допущенных сайтов. Как правило, таким образом исключается доступ к недопустимому контенту, но резко сужается пространство, из которого поисковик предлагает ребенку Интернет-информацию. Впрочем, на стадии обучения младших школьников работе в Интернете подобный поисковик дома является хорошим решением.
В случае, если ребенок пользуется обычным поисковиком, возможно использование контентного фильтра –программы, отфильтровывающей недопустимый контент по заранее заложенному списку или критериям. Фильтрационные опции могут также быть заложены в операционную систему или браузер (программу, которой пользуются для работы в Интернете и просмотра сайтов). Также при помощи этих программ возможно отследить, какие сайты были посещены ребенком. «Контентные фильтры» существуют и для мобильных устройств, в том числе в виде специальных «детских тарифов» — в которые изначально заложены ограничения на использование потенциально опасных сервисов. С учетом того, что мобильный телефон стал для детей главным способом обхода домашних ограничений на доступ к «нехорошему» контенту, необходимость соответствующей защиты для мобильных устройств становится очевидной.
Наиболее часто посещаемые или любимые страницы ребенок может сохранять в закладках браузера – специальной опции, предусматривающей сохранение адреса страницы (допустим, www.site.ru) с целью быстрого перехода на эту страницу.
Если ребенок столкнулся с шокирующим его и противоправным контентом во время совместной с Вами работы в Интернете – необходимо как можно быстрее убрать с экрана шокирующее изображение или текст. Для того, чтобы убрать подобный сайт или страницу из Интернета удобным и анонимным способом, можно воспользоваться «Горячей линией» о противоправном контенте – в России такая линия была открыта в 2008 году Центром безопасного Интернета (проект под патронатом Общественной Палаты РФ) и доступна по адресу www.nedopusti.ru.
В веб-форме «Горячей линии» потребуется указать адрес страницы с противоправным контентом (Вы можете скопировать его из адресной строки Вашего браузера) и ту категорию противоправности, к которой, по Вашему мнению, она относится. Далее сообщение будет проверено аналитиками «Горячей линии» и, при наличии признаков противоправного контента, информация будет направлена к провайдеру с просьбой прекратить доступ пользователей к указанному контенту. При необходимости информация может быть передана в правоохранительные органы с целью совершения предусмотренных законом действий – например, выявления преступника. Информация о сайтах, размещенных за рубежом, передается российской «Горячей линией» в зарубежные «Горячие линии», входящие в сеть INHOPE (членом которой российская линия является с 2009 года).
Все сообщения принимаются анонимно. Своевременное сообщение о противоправном контенте в «Горячую линию» позволит уберечь других детей от столкновения с вредным для них контентом.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА:
— Следует обязательно пользоваться антивирусным программным обеспечением и файрволлом, обновляя их по их требованию;
— Все открываемые с внешних источников файлы должны проверяться антивирусом;
— Во избежание заражения следует проверять антивирусом жесткий диск (основную память) и внешние носители;
— Желательно предусмотреть опции специализированного детского поиска информации в Интернете и включать их во время работы ребенка в Сети;
— Очень желательно, особенно в младшем школьном возрасте ребенка, находиться рядом с ним во время работы ребенка в Интернете;
— При обнаружении неподходящего для ребенка контента – помочь убрать такой контент из Сети при помощи «Горячей линии».