В современном мире информации и компьютеров Интернет-технологии давно «отвоевали» большую часть жизни ребенка. Многие дети стали заменять живое общение в реальном мире виртуальным общением в Интернете. И не только для того, чтобы не чувствовать себя одинокими. Но и для того, чтобы дать волю «темной стороне» своей личности — с кем-нибудь поссориться, кого-то обидеть, кому-то отомстить. А на системном уровне — устроить троллинг (тролление) и киберунижение в виртуальном пространстве.
Термин «троллинг» появился из жаргона (сленга) участников Интернет – сообществ. В дословном переводе с английского языка «trolling» означает «ловлю рыбы на блесну», однако сейчас это слово приобрело совсем другой, не такой безобидный смысл. За участниками Интернет сообщества, осуществляющими троллинг, утвердилось название «тролль». Этот термин пришел из сказок, в которых «тролль» был вредным и страшным персонажем. По аналогии с этим людей, запугивающих и наносящих моральный, а иногда даже физический вред окружающим, в Интернет – сообществе стали называть «троллями».
Троллинг появился сразу же, как только появилось полноценное Интернет-общение. Первое упоминание троллинга в академической литературе зафиксировано в 1996 году и принадлежит Джудит Донат, которая в своих исследованиях использовала материалы конференций в сети Usenet. В новом же тысячелетии интернет-тролли «развились» до создания собственных социальных сетей и организаций для обмена опытом по наиболее эффективному разжиганию Интернет-конфликтов – причем не только «житейских», но и национальных с религиозными.
В Интернете формы детского троллинга приобретают особенно жестокий вид. Суть троллинга, в общем-то, стандартная: один из участников виртуального общения («тролль») сознательно (очень редко неосознанно) провоцирует конфликт. Его задача — вызвать гнев другого участника виртуального общения), довести его практически до полной потери самоконтроля унижениями и оскорблениями, нарушая все нормы этики сетевого общения. Объект троллинга должен либо уйти с площадки, либо – что гораздо лучше – сам сбиться на неконтролируемое хамство и оскорбления. Если при этом удастся добиться санкций от модератора ресурса в отношении своей жертвы – для тролля вообще прекрасно.
Для троллинга Интернет – очень привлекательное место. Здесь подростки (и, к сожалению, взрослые тоже) чувствуют себя почти неуязвимыми супергероями и забывают об элементарных мерах предосторожности: переходят морально и психологически допустимые границы, оскорбляя своего виртуального собеседника, вызывают его неадекватную реакцию… Нарушая при этом нормы гражданского и уголовного права. Дело в том, что Интернет-тролль абсолютно уверен в своей анонимности – а, значит, и в том, что ответных санкций ему не будет. По крайней мере, тех, что он считает реально опасными – ведь бан модератора все-таки не «бам» по физиономии и не стук молотка судьи. Впрочем, с анонимностью тролли очень серьезно ошибаются – и если у жертвы хватает решимости наказать обидчика, то он неожиданно для себя может очутиться в кабинете следователя. Там почему-то от «имиджа супергероя» не остается даже следа – а появляется закомплексованное и сильно испуганное существо отнюдь не «геройского» вида.
Психологи очень давно назвали троллинг разновидностью «психологического терроризма». Многих нормальных людей такой оголтелый хам может надолго выбить из колеи, а то и вызвать заболевания на нервной почве. Или еще хуже – довести до самоубийства, что для впечатлительных подростков очень и очень актуально.
Тролли, как поручик Ржевский из анекдота, обожают «сам процесс». Поэтому они «работают» практически в любой точке Интернет пространства: от различных форумов до социальных сетей. Этому способствует обилие коммуникационных площадок в Сети, которые модерируются совершенно по-разному. В некоторых местах, где модератор ошибочно понимает троллинг как «свободу слова», троллям полное раздолье. А если учесть просто безграничные возможности Интернета по созданию «ложной идентичности»… В любой виртуальной сети , которая создана для общения пользователей, существуют специальные поля для своих данных — участники виртуального мира сами их вписывают так, как хотят. Проверить эти данные малореально, так что щуплому очкарику легко превратиться в отставного спецназовца, грузчику – в ученого-историка, а журналисту – в автомеханика. Надоел образ «спецназовца» — при необходимости можно «переквалифицироваться» в учителя или машиниста метро. Тем более что новые аккаунты регистрировать никакой проблемы не составляет.
Итак, одна из первых задач «тролля» — «внедриться» в «группу единомышленников». Обычно это значит изобразить из себя простого пользователя, который разделяет общие интересы и проблемы группы либо сообщества, беспокоится о чем-то важном. А если в группе уже наметился внутренний конфликт – то тролль «сочувствует» одной из сторон. Дальше он «разворачивается», начиная оскорбительно высмеивать оппонентов, приписывать им негативные черты, затем переходит буквально на «личности» и, что называется, «всю их родню»… Ибо санкция в Интернете по сравнению с улицей часто опаздывает.
В принципе, в любом нормальном Интернет-пространстве юзеры ожидают защиты от модератора. Однако качественное сообщество может справиться и без него – создать такую неудобную для тролля атмосферу, чтобы он покинул данное Интернет-пространство. Это требует высокой интеллектуальной зрелости участников общения, а также критического анализа поступающей из Интернета информации. Ибо часто можно встретиться с другой крайностью – в «тролли» записывается любой альтернативно-мыслящий собеседник. В любом диалоге необходимо более четко определить реальные позитивные предложения собеседника, его умение на фоне негатива предложить меры по выходу из кризиса общения. Успех такого поиска зависит от умения понять логику автора постов. Громкое слово «критический анализ» здесь означает понимание простой вещи: оппонент общается или генерирует «хамство ради хамства». Для классического троллинга характерно быстрое высвобождение лавинообразной агрессии, которая мгновенно распространяется на большинство участников сообщества. В идеале взаимное хамство становится всеобщим, а тролль довольно потирает руки.
Таким образом, получается, что для общения в Интернете любому нужна психологическая подготовка, которая позволит игнорировать – то есть «не кормить» — тролля. Умение не обращать внимания на негативные сообщения в Интернете является главным залогом успеха борьбы с троллингом. Если же сообщество наслаждается от процесса троллинга, а модератор не наводит порядок – то из такого сообщества лучше уйти. И никакой «слабости» в этом нет. В целом же от троллей лечит соблюдение всеми юзерами старого правила: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
Из коллективного троллинга явилось схожее явление – киберунижение, то есть коллективная травля в Интернет-пространстве. Травля может быть не только словесной, но и включать в себя распространение унижающих жертву фото или видео. Киберунижение – явление глобальное и массовое, и точно так же «произрастает» из «доинтернетного» мира. Очень часто оно проявляется в детской (подростковой) среде – европейские исследования говорят, что киберунижению подвергается примерно от 20 до 48 % детей-«интернетчиков», а многие из них многократно.
Сегодня дети часто открыто заявляют, что подвергают киберунижению своих ровесников или младших товарищей. Стало модно не только рассказывать об этом, но и выкладывать фото и видео своих деяний. Жертвы же, в отличие от преследователей, обычно стесняются вспоминать о происшедшем – ведь каждое такое воспоминание является дополнительной психотравмой. Поэтому данные о жертвах (пострадавших) могут сильно расходиться. Различия в цифрах естественны, поскольку одни исследователи называют киберунижением исключительно «коллективный троллинг», а другие – любые угрозы и оскорбления, включая распространение сцен «школьной дедовщины».
Киберунижение и кибертравля могут вестись как на Интернет-сайтах, так и через электронную почту, мгновенные мессенджеры, а также СМС. Травля может принимать различные формы — оскорбления, угрозы, постоянная негативная оценка жертвы и её деятельности, отказ в доверии, уже упоминавшиеся унижающие фото и видео… Причем все это поступает не только на контакты жертвы – а еще и широко рассылается людям, знающим жертву, и даже выкладывается в совсем публичный оборот на «случайных» визитеров.
Чаще всего обижают в таких случаях именно подростков. Особенно тех, которые как-либо отличаются от остальных людей, данного коллектива. Например, менее обеспеченные, физически слабые или даже более одаренные дети. Кстати, ранее киберунижение считалось исключительно «мужским явлением». Но теперь его все чаще практикуют и девочки, в том числе – и в отношении мальчиков.
Вопрос о борьбе с подобными явлениями встал уже давно. Но основным способом борьбы с киберагрессией по-прежнему является воспитание детей дома и в школе, а также общение с ними родителей. Эксперты утверждают, что подростки из семей, где с детьми занимаются родители, где существует здоровая и дружеская атмосфера, реже становятся участниками подобной травли. И в качестве агрессора, и – как ни удивительно — в качестве жертвы.
Надо сказать, что у детей-агрессоров обычно есть серьезные проблемы с самооценкой. И выбор Интернета как пространства для агрессии вызван именно тем, что в Сети – как им кажется – они вполне безнаказанно компенсируют свои внутренние проблемы. Киберагрессоры – зачастую не уверенные в себе дети, испытывающие серьезные проблемы с самореализацией. К примеру, желающие стать лидерами, но не воспринимаемые в качестве таковых в своем «реальном» окружении. Нередки случаи, когда в качестве агрессоров выступают дети, параллельно выступающие жертвами киберунижения на других площадках или унижений вне Интернета – как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых (учителей, родителей). Если на все это накладывается не просто чувство безнаказанности, но еще и почти полное отсутствие этики – то киберагрессора можно считать «кадровым».
В любом случае, «лечение» проблемы надо начинать с семьи. Нельзя позволить ребенку уйти в свой внутренний мир, который только формируется. Задача родителей заключается в том, чтобы «не изолировать детей» от внешнего мира, не создавать им искусственную среду обитания, а помочь приспособиться к возможным жизненным трудностям. Это сложная задача, которая требует дополнительного образования и серьезного разговора на уровне общественного сознания, права и культуры. Чаще общайтесь со своим ребенком. Узнавайте о его интересах. Спрашивайте о его друзьях и хобби. Проводите с ним с ним больше свободного времени, гуляйте, ходить на спортивные и культурные мероприятия. Даже обычная прогулка на природе сплачивает семью. Рассказывайте о своей жизни, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя одиноко и оторванным от семьи.
Стать своему ребенку другом и наставником очень просто. Надо только уделять своим детям время. Дружеская атмосфера – залог безопасности.