Любому родителю хочется, чтобы его чадо в будущей жизни не испытывало материальных проблем. Поэтому родители стараются отправить ребенка на максимально «престижную» специальность в вузе, которая в будущем будет означать большой доход. А в идеале – привить склонность к этой специальности у ребенка заранее. Где-то в 90-е годы наметился тренд на экономические и юридические дипломы – да, надо сказать, он и до сих пор не сошел. Теперь же, под влиянием прогресса IT, к этим специальностям «грозит» добавиться еще одна – программист.
Определенная популярность программистов обуславливается в первую очередь довольно высокими доходами в IT-сфере. При этом профессия «программист» неплохо подходит и для гуманитариев с логической и технической жилкой, и для «технарей», предпочитающих работать мозгом, а не гаечным ключом. Реляции о бурном прогрессе IT-технологий и об их захватывающих перспективах звучат сейчас чуть ли не из каждого утюга. И на это не может не быть отклика. Массово открываются различные «школы программирования» и «кружки кодинга», в которые мамы и папы отводят детей таким же строем, как когда-то их самих в кружки авиамоделизма. Даже за деньги. В вузах и даже колледжах (они же техникумы и ПТУ) выбираются специальности, которые имеют хоть какое-то отношение к программированию и созданию IT-продуктов. Обилие программистских конкурсов и олимпиад, даже хакерского толка, тоже немало подстегивает интерес. Создается впечатление, что открылся новый «золотой ключик», гарантирующий стабильный приток денежных знаков до самой пенсии и даже после…
Но это в России. А вот в Европе Еврокомиссия обратила внимание на то, что обозначился дефицит программистов и айтишников – и отнюдь не из-за того, что технологии бурно развиваются. А как раз из-за падения спроса на такие специальности у абитуриентов. Нечто похожее имеет место в США. Парадокс?
Отнюдь. Просто на Западе давно научились считать деньги и для этого планировать жизнь на десятилетия вперед. Во-первых, IT-технологии продвигаются в нашу жизнь комплексно, «широким фронтом». Как результат – они становятся доступными для любой домохозяйки, а самое главное – обязательными для любого специалиста, даже напрямую не связанного с программированием. В результате обучение «айтишному» стало входить в программы совершенно различных специальностей. А это означает, что для решения многих задач в будущем офисе или на производстве специализированный айтишник будет нужен намного реже – с ними справится профильный специалист. И задачу можно будет поставить ему, без дополнительного привлечения кодера, прогера и так далее. Следовательно – рынок потребует гораздо меньше специализированных айтишников, чем это можно было бы ожидать по уровню проникновения новых технологий.
Кстати, о новизне. Во-вторых, прогресс довольно быстро обесценивает знания, полученные в вузе. Технологии развиваются, обилие функций требует получения новых, актуальных знаний. Причем, по мере ускорения прогресса, обновлять свой багаж придется часто –раз в несколько лет как минимум. А это значит, что, в отличие от, скажем, экономиста, почивать на раз полученных в вузе знаниях до пенсии не получится – и придется по Ленину «учиться, учиться и учиться». Более того, создается конкуренция со стороны других специалистов, без специализированных айтишных дипломов, но освоивших нужные знания.
Ну и в-третьих. Когда все кинулись за дипломами экономистов и юристов, не думая о том, что рынок столько специалистов «не поглотит», возник типично капиталистический «кризис перепроизводства». Причем даже диплом «престижного» вуза не гарантировал трудоустройство. В итоге новоявленным специалистам пришлось устраиваться кому куда – кому-то повезло найти работу близко к основному профилю, а кто-то работает вообще без всякой связи с вузовскими знаниями. Обилие программистов приведет – и уже приводит – к тому же самому. Недаром стали возникать статьи про «фрилансеров» — которых лет сто пятьдесят назад назвали бы словом «поденщик», то есть хватающийся за любой разовый заказ и не имеющий постоянного источника денег. Да и фрилансеров не может быть бесконечное множество…
Таким образом, будущий программист должен иметь склонность к программированию, интерес и желание к созданию новых IT-продуктов, а также – желание постоянно обучаться и переучиваться, ведь «почивать на лаврах» в IT-мире нельзя. Поэтому довольно многие специалисты, так или иначе связанные с рекрутингом в сфере IT, считают, что связывать свою жизнь с программированием следует ребятам, у которых «логически и технически» «варит голова», которые при этом хорошо развиты и усидчивы, и которые действительно испытывают восторг от того, что они делают. Программист, тестировщик, разработчик – работы нудные, так что стремление двигаться к новому должно в характере уравновешиваться усидчивостью и скрупулезностью. Ведь это тот случай, когда одна запятая может «положить» весь будущий продукт…
При этом хороший инженер сейчас востребован, пожалуй, не меньше программиста. И при этом от него теперь тоже требуются определенные IT-знания – иначе такой инженер неконкурентоспособен. То же справедливо для целого ряда специальностей, казавшихся ранее чисто «офисными». А вот знания такой спец получит из разных областей – и при необходимости такой инженер в программисты переквалифицироваться сможет. А вот программист в инженера – пожалуй, нет.
Поэтому не следует рассматривать «неготовность» ребенка к кодингу как жизненную трагедию и тем более силой тащить ребенка в кружок программистов. IT-прогресс от него не убежит. Более того, он сам приходит во все сферы производства и экономической деятельности, и компьютерные знания стали уже столь же естественны, как умение читать и писать. Адаптирующиеся к современному прогрессу программы обучения по различным специальностям помогут вырастить конкурентоспособных специалистов уже в рамках нового, цифрового мира. И создадут все возможности для реализации мечты юного человека.