img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Психологические аспекты безопасности детей в Интернете

10 лет назад

Сегодня многие дети  получают большую часть  информации из сети Интернет. При этом ребенок  часто встречается с целым рядом угроз один на один. Родители не всегда могут оказаться рядом в нужный момент.  Эффективность защиты в этом случае целиком зависит от психологической подготовленности ребенка противостоять негативному воздействию неправомерного контента.

Психическое влияние родителей на своих детей не должно само по себе диктовать конкретное поведение ребенка, а вмешиваясь во внутренние психические процессы, формировать правильный процесс сознательного выбора безопасной линии поведения в Интернете.  Главная задача родителей не запрещать смотреть своему ребенку конкретный  негативный контент (например, порносайты), а обеспечить его свободный внутренний выбор выключить неправомерный сайт, который не отвечает требованиям нравственности и морали.  Это во многом повышает ответстветсвенность родителей и педагогов за психологическую подготовку ребенка к встречи с негативным контентом. Им предстоит не только обьяснить будущему пользователю Интернета, что является добром, а что злом, но и заложить в сознание ребенка активную позицию по борьбе с неправомерным контентом.

Определенную роль в этом деле может сыграть использование психологических реагентов. Ими могут стать источники информации, содержащие в себе прогнозируемую родителями или педагогами обратную связь в виде определенных реакций и форм деятельности ребенка в условиях свободного выбора. Функцию психологического реагента могут выполнять имеющие отношение к ребенку различные обьекты: игрушки, картинки, фотографии и т.д. По своей физической природе психологические реагенты могут быть зрительные, слуховые, обонятельные и др. По форме представления — вербальные, буквенно-знаковые, цифровые, графические.

Запахи способны создавать и удерживать определенные настроения, они влияют на работоспособность человека, эмоции и т.д. Например, у севороамериканских индейцев существовал способ фиксации в памяти дорогих им событий. Юноша носил на ноге в специальных капсулах характерные ароматические вещества и в те минуты, воспоминания о которых ему хотелось удержать на всю жизнь, он открывал одну из них и вдыха л ее запах.

Дизайн рабочего места ребенка очень важен. Его надо продумать до мелочей  с учетом психо-физиологических особенностей конкретного ребенка, ситуации в семье, школе и др. Это может быть фотография любимой бабушки, которая будет незримо оберегать своего любимого внука (или внучку) от неправомерных действий. Наличие на столе любимой игрушки (куклы, мишки, собачки) в определенных случаях может вызвать у ребенка защитную реакцию, направленную на прекращение воздействия негативного контента на своего любимца. В данных случаях представляется целесообразным присутствие в доме домашних животных — кошек, собак или хрмячков. Главное при этом обеспечить психическую связь этих реагентов, вызывающих нужную для родителей реакцию ребенка на негативный контент.

Психология необходимая, но очень сложная наука. Известный русский психолог и философ Рубинштейн С.Л. отмечал, что "действие одних и тех же раздражителей на организмы, принадлежащие к разным видам, на различных индивидов того же вида, на один и тот же организм в разное время, при различных условиях может вызвать разный эффект"[Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: Наука, 1997. С. 12 ].

Исходя из роли психологической подготовки ребенка к встрече с угрозами в Интернете необходимо воспитывать у него:

эмоциональную устойчивость — способность сохранять спокойствие и контроль над собой и ситуацией;
гибкость — способность адекватно реагировать на внешние угрозы и негативную информацию; определять эффектиные пути устранения опасности; способность оценивать и прогнозировать результаты своего выбора.

Сегодня в динамично изменяющемся мире любая положительная технология обеспечения безопасности вашего ребенка должна быть использована в его воспитании.  

 

 

Наверх