img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Спам

10 лет назад

«Спам» — жаргонное словечко, означающее тушеную говядину. Правда, в Интернете речь идет не о гастрономии, а о массовых незапрошенных Интернет-рассылках. Однако, поскольку на произнесение сей длинной фразы нужно много времени, «сетевики» узаконили жаргонизм – и с тех пор слово «спам» в его интернетном понимании присутствует даже в законах.

Оружием спамеров является электронная почта. Причем в большинстве случаев бесплатная – излишние расходы никому не нужны. А суть явления – в том, что пользователи заваливаются электронными письмами с предложением кучи совершенно ненужных им вещей. Выучить американский английский, построить или приобрести завод, научиться играть на бирже или прослушать семинар об уклонении от налогов… Самое главное, что присылать себе подобные предложения подавляющее большинство юзеров нигде и никого не просили.

Опасность спама заключается в первую очередь в том, что нарушается нормальный режим электронной переписки. Самое безобидное – личный ящик пользователя завален спамом, среди которого человек не может найти действительно нужные ему письма. В более «тяжелом» варианте его ящик просто «завешивается» от обилия поступивших сообщений. А в пиковом варианте «вешается» сервер. Не говоря уже о том, что в спам-рассылке могут вполне присутствовать замаскированные вирусы, «трояны», key-логгеры и прочая программно-техническая нечисть, которая оставит пользователя без данных, денег или того и другого сразу.

Своим существованием спам обязан исключительно тем, что электронная почта зарекомендовала себя дешевым, массовым и быстрым средством доведения информации до множества людей. Поэтому, с учетом дороговизны «традиционной» коммерческой рекламы, такой «адресный» инструмент взяли на вооружение рекламщики многих стран мира. В отличие от фишеров, спамеры рассылают по адресам наобум – правда, адреса они добывают из соответствующих баз данных. Почтовых сервисов, например, или Интернет-магазинов. Фактически отовсюду, где человек оставил свой адрес электронной почты, он может попасть в спамерскую базу. Далее рекламщик должен заплатить спамеру за рассылку по определенному числу адресов или по определенной территории, предоставить материал для рассылки – и, как изволил выражаться недавний лидер страны, «процесс пошел».

В настоящий момент объемы спама таковы, что подавляющую часть электронной переписки составляют незапрошенные рассылки. Часть эта колеблется между 75 и 90 процентами, в зависимости от национального сегмента. Для России спамом являются каждые четыре из пяти электронных писем.

Следует четко осознавать, что стопроцентно защититься от спама невозможно, хотя уменьшить его разрушительность вполне можно. Самым легким способом защиты от спама считалось закрытие или блокирование адреса, с которого ведется рассылка. Однако спамер тотчас же регистрирует новый и принимается за старое.

Наиболее типичным способом защиты считается «сторожевой робот», анализирующий контент пересылаемых писем. Если содержимое, по мнению робота, напоминает спам, то письмо отправится в соответствующую папку для сомнительного контента. Такая судьба постигнет типовую рассылку насчет «приглашаем на семинар по налогообложению». Однако и спамеры не лыком шиты — самые умные из них начинают маскировать свои тексты под личную переписку. Например, «Привет, Лена! Как мы вчера здорово затусили! Да, кстати, я вот вчера крем от загара попробовала – такой-то, купила там-то. И ваащще дешевый! Покупай, не пожалеешь». Естественно, что робот примет такой текст за настоящее письмо – мало ли, может действительно какая-то подруга какой-то Лене крем советует.

Проанализировав все это, часть стран решила устранить проблему методом «закошмаривания» спамеров законодательно. В США, Великобритании и еще некоторых сильно интернетизированных странах стали приниматься антиспамовые законы, устанавливающие ответственность за осуществление массовых незапрошенных рассылок – от крупного штрафа до тюремного заключения. Это, по мнению аналитиков, стало приводить к криминализации спамеров и сращиванию их с хакерами и фишерами – часть их стала обслуживать вышеназванные категории, а другая часть просто ушла в фишеры и окончательно криминализовалась. Юридически грамотные спамеры почитали законы и тут же заявили, что они рассылают… коммерческие предложения, ненаказуемые по гражданскому законодательству как неотъемлемая часть бизнес-процесса. Именно этим объясняется нелепая, на первый взгляд, приписка в спам-письме «Данное письмо является коммерческим предложением».

Что касается морали спамеров, то она окончательно проявилась в период принятия антиспамовых законов. Вот как они открыто комментировали свою деятельность: «Да, может, по мнению отдельных людей, мы действуем неэтично. Но что вам важнее: эффективность и прибыль Вашего бизнеса (благодаря нашим рассылкам) или мнение старушонок об аморальности?» Надо сказать, спамеры не стесняются заваливать своими «коммерческими предложениями» такие «коммерческие» учреждения, как школы и больницы.В результате в одной больнице в США завесился почтовый сервер и пропали письма с медицинской информацией, которая должна была спасти десятки пациентов. Больница вкатила миллиардный иск спамерам, а прокуратура добавила еще и уголовное дело.

Впрочем, у нас в России со спамерами разбираются и «покруче». В 2005 году один из самых известных российских спамеров был найден мертвым с признаками насильственной смерти. Убит, проще говоря. А рассылал он спам-предложения поучиться «американскому английскому», которые тогда по многу раз получил, наверное, каждый российский интернетчик. Эксперты сразу же выдвинули версию, что Кушнир (такая была фамилия у этого спамера) был убит именно из-за «доставших» общество спам-рассылок (хотя следствие позднее и выдвинуло версию банального «клофелинового грабежа»). Удивительно, но после этого предложения поучиться языку из спамового оборота практически исчезли…

Минимизировать вред от спама можно простыми способами. Соответствующим образом настроить свою почтовую программу, создавая «белые» и «черные» списки адресов. Сканировать входящие письма антивирусом во избежание прикрепленного «подарка». Не открывать письма, пришедшие с неожиданных адресов, от странных отправителей и со странными темами. И уж тем более не переходить по содержащимся в таких письмах ссылкам. Тогда и работа спамера останется бесполезной, и своим делам урон не будет нанесен…

 

Наверх