img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Вашему ребенку позвонил «волшебник»…

10 лет назад

Мобильное мошенничество принято считать достаточно универсальным в плане возраста жертв. Однако кое-что из мошеннического арсенала, к сожалению, гораздо больше рассчитано на детскую и подростковую аудиторию, чем на взрослую. Например, предложение некоего «пряника», оказывающегося на практике «сыром в мышеловке». Многочисленные исследования, проводившиеся в России, Европе и США, показывают, что одним из наиболее популярных времяпровождений в Интернете, в том числе мобильном, являются игры, просмотр\прослушивание аудио- и видеофайлов, скачивание картинок, пользование социальными сетями. Нередко мошенники пользуются таким интересом детей и подростков и рассылают сообщения с предложениями «подключения новой игры», «открытия дополнительных возможностей в игре», «скачивания видеороликов или аудиофайлов» и прочими подобными предложениями (скажем, «выигрыш в лотерею»). Подобные предложения чаще всего рассылаются с зарегистрированных мошенниками «коротких номеров», однако может использоваться и обычный 10-значный номер. В некоторых случаях мошенники подписывают свое сообщение именем мобильного оператора, чем также дезинформируют пользователей – не только детей и подростков, но и взрослых. Даже если пользователь видит, что  предложение явно не относится к «мобильной» теме, он полагает, что рассылка в данном случае «прошла проверку» мобильным оператором и потому мошеннической не является.

При подобных «предложениях»  съем денег пользователей организован несколько иначе, чем при «просьбах о помощи». Как правило, отправитель-мошенник просит отослать ему ответное СМС на определенный номер либо активировать некий код (опять же, как правило, посредством СМС). В результате со счета пользователя за такую СМС снимается огромная сумма, иногда в сотни раз больше, чем стоимость обычного текстового сообщения. Как правило, речь идет о 250-300 рублях, однако в некоторых случаях с мобильного счета могут «уйти» и гораздо большие суммы. При этом о реальном размере списания денег со счета пользователь не информируется – как правило, о стоимости СМС-ки вообще не заходит речи, поэтому пользователь уверен, что он заплатит цену обычной СМС. Что же касается получения услуги, то здесь все зависит от фантазии мошенников и от их планов продолжать свою деятельность. В наиболее кризисных случаях пользователь в обмен на снятые деньги не получает ничего. Однако такой подход может привести к жалобам обманутых пользователей и потенциальному расследованию, поэтому более «продвинутые» мошенники создают иллюзию получения товара. Как правило, пользователю присылают ссылку на некую игру или видеохостинг, которыми он смог бы воспользоваться и бесплатно – если бы нашел их самостоятельно. Наиболее «хитрые» мошенники пытаются обеспечить при этом себе юридическую защиту, заявляя, что пользователь заплатил деньги за помощь в поиске ссылки на запрошенный контент, а отправка им СМС является согласием с «публичной офертой», где все соответствующие условия (включая сумму) якобы прописаны.

Наилучшим способом защиты от подобных «непредвиденных сюрпризов» является строгое следование правилу: ни в коем случае не посылать никаких сообщений и не делать звонков на «короткие» номера, с которых поступают всяческие рекламные предложения. Что же касается использования основных сервисов своего оператора, то лучше всего запомнить или выписать список наиболее значимых «коротких номеров» сервисов мобильного оператора, и пользоваться только ими. В любом сомнительном случае следует позвонить по общеизвестному номеру в абонентскую службу мобильного оператора и уточнить проблемный вопрос – при этом следует звонить не по номеру, указанному в подозрительном послании, а по телефону, «забитому» заранее в память мобильника или взятому на официальном сайте оператора. Особенно эффективным этот способ оказывается, если подозрительное предложение поступает якобы от имени самого мобильного оператора – его сотрудники, как правило, в курсе рекламных акций и рассылок своей компании и могут легко отличить настоящее предложение от поддельного. Более того, такой звонок может помочь узнать о наличии реальных предложений от оператора, которые могут заинтересовать как взрослого, так и ребенка. Правда, в любом случае ребенок должен помнить правила, установленные в Вашей семье для использования платных мобильных сервисов.

«Мимикрия» под сотового оператора – это не только «рекламные предложения», в некоторых случаях вместо «пряника» мошенники пытаются «имитировать кнут». Иногда встречаются случаи мошенничества, в которых некто, представляясь от имени сотового оператора, извещает о якобы имеющихся у абонента задолженностях, и требует их немедленного погашения под угрозой неких «штрафных санкциях». Такая информация может поступить как посредством СМС, так и «голосом» — то есть мошенник может и позвонить. Главное отличие от реальной информации сотового оператора – в том, что для погашения «задолженности» предлагается некий «специальный» способ; как правило, все тот же перевод денег на некий «короткий номер», реже – перенаправление на фишинговый сайт, имитирующий платежную систему или страницу сайта сотового оператора.

Простейший способ выявить мошенничество в данном случае – связаться с абонентской службой сотового оператора. Для начала можно проверить баланс через общеизвестный «короткий номер» — у каждого сотового оператора он свой. Можно также позвонить в абонентскую службу сотового оператора и уточнить свой баланс, а также наличие каких-либо «неизвестных» задолженностей.

С учетом того, что в России мобильные контракты регистрируются на совершеннолетних лиц, связываться с сотрудниками сотового оператора лучше всего родителям – потому что именно они с точки зрения закона являются стороной договора об оказании услуг связи (проще говоря, именно их сотовый оператор воспринимает как абонентов). Поэтому лучше всего приучить ребенка немедленно сообщать о любых подобных звонках родителям.

Отдельную проблему для многих родителей составляет само использование «дополнительных сервисов» детьми. Некоторые родители выделяют определенную сумму на мобильные счета детей, которая предназначена в том числе и для подключения некоторых развлекательных сервисов. Однако в этой ситуации весьма вероятно, что ребенок может подключить много платных сервисов или часто пользоваться платными услугами, и в результате денег не будет хватать на обычную телефонную связь. Далеко не у всех детей хватает твердости удержаться от «мобильных соблазнов» — даже под влиянием просветительских бесед с родителями. Поэтому наиболее подходящим вариантом в таком случае является полное блокирование платных услуг с «коротких номеров» для того номера, которым пользуется ребенок. Ребенок должен понимать, что мобильный телефон для него является не средством имиджа и не дополнительным развлекающим гаджетом, а в первую очередь средством его безопасности – и его безопасность прямо зависит от возможности отправить или принять звонок или сообщение. Некоторые развлекательные функции – игры или книжки – можно «закачать» в память телефона заранее, в таком случае мобильный телефон сможет выполнять интересующие ребенка функции без соблазна дополнительного расхода денег. При невозможности или нежелании заблокировать мобильный доступ в Интернет, лучше предусмотреть тариф с лимитом трафика за определенную сумму – если ребенок «переберет» трафик, мобильный Интернет просто отключится, однако телефонная связь и СМС для ребенка будут по-прежнему доступны. Данная проблема почти не возникает в тех пока еще нечастых случаях, когда ребенок имеет и мобильный телефон, и планшет – поскольку именно планшет в таком случае используется для мобильного серфинга, оставляя мобильный телефон для обычной голосовой коммуникации. Однако даже в этом случае ребенок должен представлять себе правила пользования мобильной связью и всегда помнить о приоритете своей безопасности над развлекательной функцией гаджета.

Наверх