img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

День защиты детей: цифровые реалии

4 года назад

Давно известно, что современные дети очень любят онлайн. Цифровое присутствие школьников и даже дошкольников очень велико, достигая практически ста процентов к подростковому периоду. Причем не только в количестве «подключенных», но и во времени присутствия в Сети – смартфоны сделали это присутствие «ныряющим», то есть ребенок периодически на короткое время заглядывает в Сеть в речение всего периода своего бодрствования. Этого от него требуют коммуникационные реалии и поиск информации.

«Коронавирусные» ограничения сильно сократили для детей и подростков оффлайновые альтернативы – более того, часть тех занятий, которые были раньше в оффлайне, переместились в онлайн. Причем «занятия» в самом буквальном смысле – ибо речь идет о занятиях школьных. Школы попытались перевести обучение в дистанционный формат, обеспечивая преподавание через веб-конференции и проверку домашних заданий через электронную почту и мессенджеры. Однако выяснилось, что к «цифровому обучению» российское общество оказалось не очень готово. В первую очередь «высветились» проблемы недостаточного преодоления «цифрового разрыва» — где-то в семье банально не хватало «подключенных» устройств (особенно где детей много и где родители выполняли удаленную работу на единственном в семье компьютере), где-то возникали проблемы с подключением и качеством связи, где-то требовалось дополнительно разобраться в предлагаемом функционале. Ибо «общая» цифровая грамотность – это одно, а понимание работы конкретного приложения – совсем другое. Учителя декларировали проблемы в связи с онлайн-форматом в меньшей степени, но, как оказалось, и они с ними тоже столкнулись.

Помимо «официального», в Сети расцвел и «неофициальный» обучающий формат – произошел всплеск предложений различных «онлайн-курсов» и «вебинаров» на различные темы. Причем не только для взрослых, но и для детей. Онлайн-репетиторство, обучение программированию и иным полезным навыкам, а также обучение «цифровой безопасности» (ибо все ожидали всплеска цифровых угроз – и да, с мошенниками это именно так и было). Проблема здесь заключалась в том, что в период «схлопывания» своей обычной деятельности многие эксперты и НКО «пошли» на совершенно новые для себя «нивы» — то есть пытались предложить курсы на тему, в которой они экспертами как раз и не являлись. Хуже того, некоторые из этих курсов были платными – а кое-кто вообще балансировал на грани мошенничества, предлагая свои «продукты» за деньги с использованием имен и фотографий признанных экспертов в своей теме (само собой, эти эксперты ни о чем подобном даже не слышали). Несмотря на многократные призывы проверять любую информацию, «презумпция доверия печатному слову» в Интернете по-прежнему сильна – поэтому подобные курсы, не верифицированные экспертами, все же набирают свою аудиторию. Поэтому-то теоретические показатели «цифровой грамотности» часто не коррелируют с уровнем реальной подверженности цифровым угрозам, и их жертвами часто становятся люди, получившие хороший результат на «теоретических» тестах. Именно во избежание чего-то подобного, кстати, при получении водительских прав сдается не только теоретический, но и практический экзамен – чтобы было видно, как теория была усвоена и применяется слушателем на практике.

Контентным угрозам в период «коронавирусных» ограничений дети оказались подвержены гораздо меньше, чем в «обычное время». Что, собственно, немудрено – в период самоизоляции дети всегда на виду. Поэтому, скажем, уговорить на присылку интимных фото становится намного сложнее – их подчас просто негде сделать. Да и наркотики покупать смысл резко потерялся – по той же причине, а еще по той, что на пустой улице каждый человек на виду, и курьер – «закладчик» тоже. Обилие полиции на улицах, ловящей «нарушителей самоизояции», как-то явно не располагало преступников к дополнительному риску. Что действительно удивило отнюдь не одного эксперта —  так это отсутствие всплеска «текстовых» киберунижений и реального экстремизма (политическая критика в любой форме к нему не относится). Казалось бы, в отсутствие оффлайн-общения все – и дети тоже – активно коммуницируют онлайн, и тут вроде самая «благодатная почва» для словесных конфликтов… Либо мы подошли к некоему «пределу насыщения» киберунижением в силу «предельного» уровня присутствия в Сети, либо, как говорится, «одно из двух»…

Что же касается безопасности самих средств цифровой коммуникации, то сами по себе средства ее обеспечения не изменились – зато привлекли повышенное внимание «цифровых хулиганов». Известен случай, когда они вмешались в процесс цифрового обучения, запустив вместо обучающего контента порнографию. Однако связывать этот инцидент и ему подобные исключительно с коронавирусом было бы некорректно – вспомнить, например, гораздо более громкую историю, когда нечто подобное было проделано с цифровым экраном на улице в центре Москвы – и безо всякого карантина. Тем не менее подобные инциденты должны находить свое отражение в политике безопасности популярных коммуникационных сервисов – и здесь специалистам предстоит решить довольно сложную дилемму, так как профилактика будет неизбежно вступать в противоречие с тайной коммуникации.

День защиты детей – это «общий» праздник благополучия и развития подрастающих поколений. Однако, несмотря даже на наличие в календаре собственной даты цифровой безопасности, это вовсе не значит, что в этот день не следует акцентироваться на цифровых аспектах. Ибо они сейчас – очень значимая часть повседневной действительности наших детей, со своими преимуществами и опасностями. Поэтому, к слову, российская цифровая отрасль приурочила целый ряд полезных проектов и материалов именно к этой дате. Скажем, Координационный центр российских национальных доменов делает это регулярно в течение многих лет – причем не только в онлайне, но и в оффлайне (правда, в этом году пришлось ограничиться только виртуальной составляющей). Таким образом, процесс поддержания должного внимания к цифровым вопросам детского благополучия остается актуальным не только в «праздничные» даты, но и в течение всего года.

Наверх