Информационно-просветительская работа является краеугольным камнем детской безопасности – ведь, как известно издревле, «кто предупрежден – тот вооружен». Многолетняя практика показывает, что наибольший эффект носит просветительская работа «с адресной доставкой» — то есть очная и ведущаяся на сформированные сообщества. Такие просветительские мероприятия позволяют концентрировать внимание целевой аудитории на информации, которая ей преподносится, открывает возможности для адресной демонстрации и обеспечивает «обратную связь» с источником информации – что позволяет прояснить непонятные моменты, возникающие у слушателей.
Просветительские занятия могут (и, собственно, должны) быть рассчитаны не только на детей и подростков. Хотя именно они, как правило, воспринимаются в качестве основной целевой аудитории школьного просвещения. Ведь, по традиции, именно учителя воспринимаются (в первую очередь родителями, но и детьми тоже) как источник знаний обо всем том, что касается развития детей. В связи с этим за консультациями по вопросам «детей в Интернете» родители обращаются именно в школу. А дети обращаются к учителям в случае проблемы, которая возникает у них при использовании цифровых технологий – например, при кибертроллинге.
Еще одна, специфически-школьная аудитория, охват которой усилится через партнерство с учреждениями образования – это родители. В данном случае школа выступает площадкой для встречи просветительской информации и ее потребителей, при этом являясь гарантией ее качества – так как родитель, как правило, подразумевает, что доводимая до него через школу информация прошла первоначальный преподавательский «фильтр» на применимость к детской аудитории.
Возможности школы, а тем более детского кружка или клуба, в организации просветительского мероприятия довольно велики, но при этом и ограничены. С одной стороны, гораздо легче «собрать» целевую аудиторию. С другой – скорее всего, Вам придется встретиться с серьезными ограничениями по формату.
В настоящее время вопросы цифровой безопасности отсутствуют в образовательных стандартах, за исключением экспериментальных образовательных площадок – хотя следует отметить, что целесообразность внесения вопросов цифровой безопасности в программу курса ОБЖ нашла свое отражение в итоговом документе профильных парламентских слушаний, прошедших в Совете Федерации РФ 15 марта 2014 года. В связи с этим, на практике основной формой донесения до детей информации о вопросах цифровой безопасности является так называемый «классный час» — дополнительный урок, проводимый классным руководителем. С учетом того, что тематика просветительского мероприятия затрагивает проблемы повседневной безопасности в современном мире, пронизанном цифровыми технологиями, такая форма позволяет включить в программу «классного часа» не только вопросы чисто Интернет-безопасности, но и смежные аспекты детской безопасности, показать наилучшим образом взаимосвязь аспектов онлайн- и оффлайн безопасности.
«Классный час», как это следует уже из его названия, охватывает лишь один класс, то есть относительно небольшую группу учащихся. При наличии договоренностей с несколькими классными руководителями либо при одобрении идеи руководством школы, можно провести объединенную лекцию-презентацию для нескольких классов, которая в расписании этих классов будет выделена именно как «классный час».
Еще одна форма работы непосредственно с учащимися на площадке образовательного учреждения (школы) – это выделение соответствующей темы в профильном уроке, например ОБЖ или информатики. Такая форма просветительской работы обычно характеризуется несколько более узкой направленностью презентации, которая должна лежать в контексте изучаемой темы. Однако, в отличие от «классных часов», на профильном уроке повышена концентрация внимания учащихся к преподносимой информации, так как дети исходят из того, что данный материал может стать предметом их аттестации. Несмотря на это, успех просветительской работы определяется не наличием дополнительного «кнута», побуждающего детей к более глубокому усвоению информации, а качеством лекции или презентации, которая должна пробудить интерес целевой аудитории и привести к осознанию, что предлагаемая информация имеет самое непосредственное отношение к повседневной жизни каждого слушателя.
В зависимости от возможностей школы, можно инициировать и мероприятия, которые выйдут за рамки традиционного урока-лекции. Нередко школы пытаются принимать участие в местных, региональных или общероссийских тематических акциях информационно-просветительского характера (например, в Неделе безопасного Рунета), однако испытывают дефицит идей и материалов. Надо сказать, что такие кампании предоставляют великолепную возможность связать потенциальных участников в сеть и снабдить их интересными и оригинальными идеями по проведению таких мероприятий. К примеру, это может быть тематический видеомост (видеоконференция), который легко провести на базе школьного компьютерного класса – а то и обычного класса, оснащенного проектором. Такой видеомост может быть проведен между сверстниками из различных школ, городов и даже регионов (в зависимости от возможностей и контактов), а может включать и видеодискуссию со взрослыми экспертами из числа организаций-партнеров. Еще одна, уже довольно традиционная форма внеклассного участия – это конкурсы или выставки работ, которые могут быть посвящены соответствующей тематической дате.
Школа является очень хорошим инструментом и для ведения просветительской работы среди родителей – в этом плане практически безальтернативным методом является родительское собрание. В отличие от иных мероприятий для родителей, проводимых образовательной организацией, родительское собрание отличается высоким уровнем явки целевой аудитории. При этом сохраняется главный «козырь» школы как площадки для просветительской работы – и дети, и родители воспринимают информацию, предоставляемую на площадке школы, как качественную и применимую, прямо или косвенно «одобренную» экспертами в области образования и воспитания детей – коими родители считают преподавательский состав. Такой уровень доверия целевой аудитории налагает особую ответственность на того, кто будет готовить и проводить просветительское мероприятие – то есть контент должен быть максимально качественным, апробированным, а рекомендации должны быть легко применимы в повседневной жизни – не говоря об интуитивной понятности презентации для конкретной целевой аудитории.
Нельзя не упустить такой аспект, как повышение осведомленности коллег-преподавателей. Этот процесс немногим отличается от мероприятий по повышению осведомленности и квалификации для преподавательской аудитории. При наличии такой возможности, может быть организован тематический краткий семинар непосредственно для коллег – в том числе из других местных школ. Более развитой формой такого семинара может оказаться подключение к просветительскому вебинару, проводимому для нескольких школ силами экспертной организации.
Просветительские мероприятия на внешкольной площадке отличаются меньшей формальностью и большим разнообразием форм. Конкретная форма просветительской работы зависит от численности кружка, секции или клуба, его направленности, технического оснащения площадки и многого другого. Лучше всего, как показывает практика, такие площадки подходят для «неформального разговора» о проблемах онлайн-безопасности – внешкольная форма устраняет «барьер формальности», так или иначе присутствующий на мероприятиях в школах. Помимо этого, внешкольные активности отлично подходят для работы с потенциальным молодежным активом будущих «тренеров»-просветителей. Гораздо легче организовать на внешкольной площадке и мероприятие выставочного характера, на которое посредством возможностей общественных партнеров можно привлечь посетителей или участников из других организаций и сфер.