img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Инфоцыгане: кто это такие и почему их надо опасаться

1 год назад

В последнее время все чаще всплывает в СМИ экзотический термин «инфоцыгане». Разумеется, строго в «разделе», посвященном информационным угрозам. Однако что это за феномен, откуда он взялся и почему «инфоцыган» лучше обходить в Интернете стороной, говорится весьма скупо — либо «заумно», отчего многие пользователи не до конца осознают, с чем именно имеют дело.

«Инфоцыганство» — термин относительно новый, хотя инциденты, подпадающие под него, обсуждаются в среде информационной безопасности уже лет десять. Проблема, наверное, заключалась в том, что никак не могли подобрать для явления подходящее слово — пока брошенный кем-то запоминающийся вариант не «ушел в народ».

Под экзотическим термином скрывается довольно хорошо знакомое пользователям Сети явление. Речь идет о продажах различных курсов по «личностному росту», «бизнес-тренингов», «методик улучшения своего состояния» и тому подобного. Само собой, не всех, а тех, которые принято называть «сомнительными».

Казалось бы, что здесь особенного и тем более опасного? Ведь даже классическое образование уходит в онлайн, а в период «ковидных ограничений» дистанционные занятия были единственным доступным вариантом. Для тех, кто живет где-то в глубинке, качественные знания и умения без Интернета вообще не получить.

Вроде бы и так, да не так. Один из отличительных признаков «инфоцыганства» — когда подобные «курсы» и «тренинги» предлагаются абсолютными неспециалистами. Качественные дистанционные курсы, про которые мы говорили выше, разработаны и проводятся все-таки образовательными организациями, коллективами профильных специалистов и нередко прошли внешнюю экспертизу.

Здесь можно спросить: но разве диплом делает знающего профессионала? Мало ли самоучек, достигших оглушительного успеха — скажем, в бизнесе — было в истории и есть сейчас? Взять, например, Билла Гейтса, у которого вообще не было диплома об окончании вуза. А это не помешало ему «построить» мировую IT-империю и долгое время числиться самым богатым человеком на Земле… Имел знания, имел умение и монетизировал их. Почему бы, дескать, кому-то «тоже успешному» не поделиться своей «историей успеха» с другими, не знающими, как этого «успеха» достичь?

И опять «так, да не так». На самом деле никакой «истории успеха» у инфоцыган нет. Хотя они старательно пытаются ее «создать» — или, по крайней мере, показать потенциальным «клиентам». Лимузин или даже бизнес-джет, фото из престижной локации, брендовая одежда… Собственно, как делают довольно многие в социальных сетях — пытаясь выглядеть «успешнее» (точнее, богаче), чем на самом деле. Создать такую «фотосессию» недорого даже без фотошопа — достаточно арендовать тот же самолет на час, даже не поднимая его в воздух, сделать несколько снимков, и все — «пусть думают, что я олигарх».

Да и с дипломами бывает не все ладно. Интернет заполонили «академики» сомнительных «академий», выпускники «курсов переподготовки» с громкими названиями, лауреаты «премий» из трех-четырех участников. Ну и тот же фотошоп вкупе с фантазией никто еще не отменял. Например, некоторые выдают полученную грамоту за сотрудничество с известным брендом за свидетельство признания им уникальных заслуг получателя, а то и за уполномочие работать от имени этого бренда. Такое тоже бывает.

А при чем тут, собственно, цыгане? На самом деле абсолютно ни при чем. И как раз цыгане в «инфоцыганстве», как ни удивительно, почти не замечены. По-видимому, название родилось по аналогии с одним из криминальных бизнесов, который исторически ассоциировался обычно как раз с цыганами — продать покупателю под видом «драгоценности» нечто очень плохого качества. Раньше так продавали коней, в буквальном смысле «надувая» их перед продажей и подпиливая зубы, чтобы старый конь выглядел молодым, потом под видом золота «толкали» латунь…

Вот в этом и есть ключевая отличительная черта «инфоцыганства». А именно, инфоцыганство, говоря юридическим языком, есть продажа информационных услуг заведомо низкого качества, с ни на чем не основанной информацией и, как правило, в реале бесполезной. От субъектов, не имеющих ни профессионального опыта, ни образования в сфере, которой они стремятся «обучить». Ключевое слово тут, разумеется, «продать» — потому что эти информационные услуги являются для «инфоцыгана» средством заработка.

Как уже говорилось, само явление возникло задолго до термина, и даже задолго до Интернета. Классический пример «инфоцыганства», например, блестяще изображен Ильфом и Петровым в «Двенадцати стульях» — это знаменитая «лекция» «гроссмейстера» О.Бендера «Плодотворная дебютная идея» в шахсекции города Васюки. Остап Бендер, выдавая себя за шахматного гроссмейстера (причем под собственным именем), продает неосведомленным и обманутым через громкий титул пользователям за деньги некую информационную услугу — лекцию о том, как, грубо говоря, повысить свой класс игры в шахматы. Абсолютно не умея, кстати, играть в эти самые шахматы, и ничего о них не зная — все его познания ограничивались безопасностью хода е2-е4. По факту услуга оказана — лекция состоялась. Однако пользователи, вместо «плодотворной дебютной идеи», за свои деньги получили информационный продукт заведомо негодного качества — определения дебюта и идеи из словаря и несколько анекдотов. Что, как все понимают, нисколько не повысило их уровень познаний о шахматах в целом и о шахматном дебюте (начальной стадии партии) в частности.

Этот литературный эпизод, написанный почти сто лет назад, представляет собой почти идеальный «чеклист» для определения инфоцыгана:

— Личность инфоцыгана. Насколько он соответствует в реальности тому, чем он хочет казаться? Проще говоря, нет ли «показухи» в его «истории успеха», которую он о себе демонстрирует?

— История инфоцыгана. В чем именно он был успешен, и кто этот успех признал?

— Полезность информационного продукта. Какие реальные знания он дает, насколько они применимы в жизни и профессиональной деятельности, на чем эти знания основаны, и есть ли независимые подтверждения «успешности» предлагаемого вам курса — помимо «заботливо» подготовленных для вас восхищенных отзывов?

Проблема с четким определением и тем более выявлением инфоцыганства состоит в том, что его крайне тяжело отграничить от добросовестной информационной деятельности — пока услуга не была оказана. Инфоцыгане работают в «серой зоне» с точки зрения закона, как правило, не допуская прямого мошенничества — то есть некий «информационный продукт» они предоставляют. Однако главная сложность его оценки заключается в том, что продаваемый ими продукт нематериален. Скажем, золотой браслет можно всегда проверить на реальное содержание в нем золота и соответствие пробам. Легко определить и, скажем, модель смартфона, или комплектацию автомобиля. С ценностью информационного продукта все значительно сложнее. Дадут ли знания и советы, полученные на «информационном курсе», ожидаемый эффект, зависит от многих факторов — от действий самого обучавшегося до возможных отраслевых кризисов. То, что сработало у автора курса, может не дать такого же эффекта у других людей, потому что другое окружение (семья или кадры), другой регион, другое… почти что угодно. Можно вспомнить и такой момент, что в реальной экономике часто недовольны качеством выпускников вузов, и по сути их переучивают — даже тех, кто отнесся к получению образования с должным качеством. Все эти моменты — «я предоставляю услугу как есть, а результат зависит от вас» — «юридически грамотный» инфоцыган, разумеется, прописывает в договоре об оказании услуг, чтобы избежать совсем уж логичных претензий. Что же касается цены, подчас откровенно завышенной, то «автор уникальной методики» или «тренинга» отвечает просто: «Сейчас рынок, свободное ценообразование, никто не запрещает мне выставлять любую цену, а покупателю на нее соглашаться».

Поэтому для закона инфоцыгане слабо уязвимы. Претензии, как правило, возникали и возникают к тем из них, кто совершил уж совсем явную ошибку. Если человек выстроил свой «курс бизнес-успеха» на своей истории как бизнесмена, с подробным разбором различных ситуаций, подкопаться трудно, даже если эта история реально ничему не учит. Если же это нечто, напоминающее пресловутую лекцию О.Бендера в Васюках — скажем, просто личная биография — дело совершенно другое. Однако и в этом случае «подогнать под статью» инфоцыгана сложно. Услуга, не соответствующая стандартам — так никаких стандартов на нее и нет, это же не школа со ФГОСами, отвечает инфоцыган — и, к сожалению, в унисон с ним контрольно-надзорные органы (причем обоснованно). Услуга ненадлежащего качества — а что есть надлежащее в данном конкретном случае? Ответ на этот вопрос, как правило, приходится давать суду. И суд принимает субъективное решение, сравнивая с другими аналогичными курсами и тренингами. Иногда даже удается вернуть деньги — если жертва спохватилась в начале «оказания ей услуги». Если же потерпевший обращается за возвратом денег ближе к концу, или после окончания «тренинга» — шансы на благополучный исход резко снижаются, так как услуга — это слово, которое, как известно, не воробей и уже «вылетело». Остается надеяться лишь на то, что суд, как уже говорилось, попытается оценить качество «услуги». Впрочем, бывают невнимательные или совсем наглые инфоцыгане, которые идут на риск и прописывают в договоре конкретные показатели «успеха». С этими легче — по крайней мере, есть от чего «оттолкнуться» в оценке и проще взыскать деньги. А если следствие ухитрится доказать прямой умысел на обман доверчивых жертв заведомо нереальными «показателями», которых жертва явно достигнет после «общения» с инфоцыганом — то инфоцыгану может «светить» срок за мошенничество. Ну и неуплата налогов, чем так часто грешат «блогеры — миллионники» — это уже классика, а до определенного момента и единственное оружие государства против орды «коучей, гуру и тренеров».

Да, основную массу инфоцыган составляют блогеры. И свою бешеную активность они развивают именно в Интернете — времена, когда Киса Воробьянинов бегал по Васюкам и расклеивал объявления о «лекции гроссмейстера О.Бендера», ушли в прошлое. Точнее, адаптировались — теперь эти же самые объявления размещают на Интернет-площадках, в том числе в соцсетях. Некоторые рекламные кампании бывают весьма «агрессивны» и массированны. И, само собой, завлекательны. Конечно, в реальном договоре об оказании услуг вы столь «замечательных» перспектив, скорее всего, не увидите, но в рекламе — почему бы и нет? Особенно если внизу строчка с мелким уточняющим шрифтом, который даже не каждый микроскоп разберет. Причина столь массовой активности блогеров в «инфоцыганской» сфере довольно проста — «схлопывание рынка». А точнее, возникшие в последние пару лет проблемы с прямой монетизацией на популярных онлайн-площадках, за счет которой некоторые блогеры имели довольно неплохой доход. В результате некоторые из них решили «монетизироваться» несколько иным образом — в качестве «гуру» и «коучей».

Поскольку, перефразируя товарища Сухова из киношедевра, «инфоцыганство — дело тонкое» (с точки зрения закона в том числе), однозначного совета, как не стать жертвой инфоцыган, просто не существует. Легко как принять добросовестного специалиста за инфоцыгана, так и наоборот — что гораздо неприятнее для кошелька и для души. Даже с «обычными» цифровыми мошенниками ситуация обстоит проще. Можно лишь постараться выделить несколько моментов, внимание к которым поможет хотя бы потенциально не оказаться в положении васюкинского шахматиста:

— Внимательно изучите рекламные материалы, побуждающие Вас купить информационную услугу. Чем больше — тем лучше, тем более что многие инфоцыгане заказывают целые рекламные кампании. Чрезмерно агрессивной подачей характеризуются обычно недобросовестные «продавцы», цель которых — продать свой «товар» любой ценой. Если реклама излишне концентрируется на «успешности» автора — те самые фото в дорогих машинах, бизнес-джетах или премиум-апартаментах — тоже повод насторожиться, этот прием часто используют малоквалифицированные «производители курсов успеха» — или инфоцыгане. Ну и, само собой, если вам обещают нереальные суммы дохода после «курса», да еще «гарантированно» — как и с мошенниками, лучше обойти такое предложение стороной.

— Изучите внешнее информационное пространство. Что известно о фирме или авторе услуги из сторонних источников? Агрессивная реклама и громкие названия просто должны подразумевать, что столь «известный специалист» попадал в поле зрения прессы. Или отраслевых обзоров, конференций, мероприятий по обмену опытом. Так что «истории успеха» частично проверяемы — будь то бизнес-успех или профессиональный. Неплохо работают и сайты отзывов — конечно, у нас привыкли туда писать в основном негатив, но и негативные отзывы могут помочь лучше разобраться. Особо «подкованные» могут провести полноценную проверку по ЕГРЮЛ, реестрам поставщиков, судебным решениям и так далее.

— Обилие дипломов и свидетельств о «курсах переподготовки» иногда тоже заставляет задуматься. Минимум — о том, что кто-то сделал неправильную подсказку в деле раскрутки добросовестного специалиста. Максимум — о том, что с этим «гуру» не все чисто. Многое могут подсказать названия тех организаций, которые выдали дипломы — свидетельства от почти неизвестных частных организаций и АНО по обучению чему-то-там (или, например, неизвестных «ассоциаций») требуют дополнительной проверки. Например, в том же Интернете — что это за организация такая, каков ее интеллектуальный багаж и насколько он качественный.

— Если вы решили записаться на такой курс, тщательно изучите материалы, которые вам предложат — особенно юридически значимые. Само собой, «полный курс» без оплаты вам никто не даст, но некую расширенную презентацию о том, что вы узнаете и чего достигнете, вполне могут предоставить. Обратите внимание на системный план обучения, темы, по возможности — на чем будет основываться материал. Впрочем, презентация может представлять собой всю ту же подборку реклам, которую вы уже наверняка уже видели.

— Сопоставьте «видимую ценность» информационной услуги с ее материальной ценностью — проще говоря, с ее ценой. Очевидно, что стоимость в несколько сот тысяч рублей, а то и семизначная сумма, за довольно небольшой курс является сильнейшим перебором.

— Внимательнейшим образом читайте договор. Лучше с юристом. Можно даже попросить копию договора и обратиться с ней в юридическую консультацию, это однозначно на два-три порядка дешевле предлагаемого «курса» или «тренинга». Главное внимание надо обратить на права и обязанности сторон, гарантии исполнителя, случаи освобождения от ответственности. Ну и на наличие возможных «обязательств» с вашей стороны. Важен вопрос досрочного расторжения договора, то есть ваша возможность получить назад деньги хотя бы за неиспользованную часть услуги. Не стесняйтесь задавать вопросы — например, какие учебные пособия будут на бизнес-тренинге, что в них входит, какие конкретно элементы «делового курса» входят в обучение, и тому подобное. Точно так же, как вы спрашиваете при покупке вещи в магазине. Если вы отдаете деньги — вы должны знать, за что конкретно.

Здоровая подозрительность вкупе со внимательностью помогут вам избежать классической ситуации «я заплатил(а) непонятно за что».

То же самое применимо и к случаям, когда вы хотите записать на некий курс, скажем, ваших детей. При этом усиливается психологический момент — в ходе «тренинга» или «курса» ребенку вполне могут быть внедрены деструктивные ценности, которые в последующем окажут негативный эффект на его самореализацию, профессиональное становление или личную жизнь. Ребенок, даже подросток, еще не обладает должным жизненным опытом и «фильтром», пропускающим мимо явно неподходящие идеи и советы. Поэтому, если с курсами для себя нужно быть просто осторожным, то для своего ребенка — втройне.

______________

Уже после подготовки этого материала, в ноябре 2023 года, стало известно, что государство все-таки взялось за особенно заметных «инфоцыган». Один из них, прославившийся агрессивной рекламой с «разрешением» или «неразрешением» «жить на энную сумму в месяц», был задержан прямо в аэропорту по прилете в Россию — и, похоже, был этим немало удивлен. Выяснилось, что на него поступил ряд заявлений в правоохранительные органы. Которые таки нашли в деятельности «инфоцыгана» некие «ошибки» — гарантии результата и ожиданий заказчиков, которые, само собой, не сбылись и сбыться не могли. Пока следствие квалифицирует его действия как мошенничество, а что будет в итоге — еще предстоит увидеть…

Наверх