img

Если Вы столкнулись с Интернет-угрозой, Вы можете обратиться на Линию помощи или на Горячую линию

Как может пропасть ребенок?

8 лет назад

Ребенок может пропасть по-разному. Какого-то единого сценария нет. Тем более что слово «пропал» включает и понятие «похищен», и слово «сбежал».

Маленькие дети обычно находятся под неусыпным присмотром родителей, бабушек-дедушек, персональной няни или других родственников, исполняющих ее роль. «Неусыпным» — это только нам, взрослым, так кажется. На самом деле достаточно отвлечься на несколько секунд, как маленькая молния тут же исчезнет из видимости. Причем даже дома – случаи, когда трехлетний малыш самостоятельно открыл входную дверь и отправился исследовать новый мир, отнюдь не редки. В сельской местности исчезнуть таким образом малышу даже проще, чем в городе с его многоквартирными домами – «одиночное плавание» дошкольника может закончиться уже на двери из подъезда, если кнопка открытия замка достаточно высока.

Главная проблема с поиском совсем маленьких детей заключается в том, что они уже умеют довольно быстро передвигаться, но при этом совершенно не обладают знаниями об окружающем мире. И то, что такой малыш не может назвать свой адрес или сам найти дорогу к дому – самое простое из возможных проблем. Оказываясь на улице, ребенок сталкивается с тем, что является опасностью – однако он еще просто не знает, что это опасность. У него еще нет навыков ориентирования, он не знает, чего потенциально можно ожидать от того, что он видит и к чему подходит, и тем более он не обладает навыками выживания – не говоря уже о том, что он просто не может дать знать о себе при помощи связи. Именно поэтому риск найти потерявшегося малыша серьезно пострадавшим или погибшим в разы выше, чем в случаях с детьми среднего школьного возраста или подростками. В хронике «НеДопусти!» и волонтерских объединений большинство случаев, когда ребенок не был обнаружен или был найден погибшим, относится именно к дошкольникам или в крайнем случае детям младшего школьного возраста…

Опасность для такого ребенка всюду. Он может вывалиться из окна подъезда, попасть под машину, забрести в реку или озеро… Даже на детской площадке следует контролировать его «верхолазную» активность. Были – правда, не в России – и случаи, когда дети вываливались из движущихся автомобилей.

С другой стороны, одиночный ребенок без явного присмотра родителей сразу привлекает к себе внимание прохожих. И хорошо, если ему быстро встретится человек, который возьмет на себя заботу о потерявшемся малыше. Хотя ребенок в безопасности, родители об этом еще, естественно, не знают и продолжают сходить с ума от переживаний.

Нечто подобное может легко произойти и в детском саду. Там один «надсмотрщик» (воспитатель) приходится уже не на одного ребенка, а на целую группу – которая постоянно куда-то бегает, пусть и на относительно локализованном пространстве. В свое время СМИ сотрясла пара случаев, когда малыши устроили буквально «побег из Шоушенка» — сделали подкоп под оградой детского сада, выбрались с территории и отправились «за приключениями». По счастью, тогда юных «искателей приключений» весьма быстро нашли и водворили назад.

Поэтому в реальности позиция, что «уж у меня-то с малышом ничего не может случиться», весьма эфемерна. И любому, самому ответственному родителю следует принять определенные меры для того, чтобы его ребенок не пропал окончательно.

Во-первых, на повседневной одежде ребенка должны присутствовать данные, позволяющие идентифицировать ребенка и связаться с его родителями. Как самый минимум, эти данные должны включать в себя фамилию и имя ребенка и контактные телефоны. Одним телефоном ограничиваться не следует – может оказаться, что именно этот человек в нужный момент будет «вне зоны доступа». Поэтому лучше указать мобильные телефоны обоих родителей — даже если они проживают раздельно и\или разведены, ведь именно родители являются законными представителями своих детей. Третьим можно дать какой-либо альтернативный способ связи – например, номер городского телефона, где есть автоответчик, или адрес электронной почты.

Разумеется, эти данные не должны быть на всеобщем обозрении. Ведущие производители детской одежды делают на внутренней стороне одежды специальные ярлычки, на которые можно нанести нужную информацию. Однако если родители планируют одежду продать, когда ребенок из нее вырастет (а сейчас в России так поступают все чаще и чаще), то можно пришить дополнительный ярлычок или, на худой конец, засунуть его в карман (особенно если ребенок пока не начал активно пользоваться карманами). Чтобы случайно не «постирать» информацию в стиральной машине или не забыть вложить «визитку» назад после стирки, обклейте бумажку с контактами скотчем или заклейте в полиэтилен. Важно, чтобы «визитка» с контактами была гибкой, иначе она просто-напросто начнет мешать малышу и он рано или поздно попытается от нее избавиться.

Во-вторых, если ребенок уже начал неплохо говорить, то можно заучить с ним его адрес. Для ребенка это станет еще одной увлекательной игрой, а для родителей – дополнительным вкладом в безопасность. Собственно, это идея далеко не новая – данной практике как минимум несколько десятилетий, если не столетий. С другой стороны, те же самые взрослые учат детей никому не говорить свой домашний адрес, и тоже из соображений безопасности – только уже от квартирных воров. Компромисс состоит в том, что, если ребенок потерялся, он вполне может ответить на вопрос, где он живет.

В-третьих, примите некоторые предосторожности в месте проживания ребенка. В первую очередь это касается окон и дверей – нужно сделать так, чтобы ребенок не мог их открыть самостоятельно. Даже если это принесет серьезные неудобства взрослым, этими неудобствами лучше пренебречь в интересах безопасности детей.

В-четвертых, имейте под рукой актуальные фотографии Вашего ребенка – желательно в цифровом виде. Актуальные – это значит на которых ребенок похож на самого себя в тот момент, когда он пропал, а дети растут очень быстро. Некоторые увлеченные мамы фотографируют своих чад на мобильный телефон чуть не еженедельно – и, вполне вероятно, даже не представляют, насколько полезен их поступок с точки зрения детской безопасности. Такое фото можно будет быстро переслать правоохранителям и волонтерам – и «ориентировки» с фото пропавшего ребенка появятся мгновенно. И чем новее фотография, тем выше шансы на то, что кто-то успешно узнает пропавшего малыша. Бывали случаи, когда последняя фотография делалась непосредственно перед исчезновением – тогда совпадение по фото шло вплоть до одежды.

Некоторые «технически продвинутые» родители кладут своим малышам включенный мобильный телефон в качестве этакого «радиомаячка» из фильма «Гений». Расчет родителей строится на том, что ребенка можно будет найти по сигналу мобильника – конечно же, о том, что малыш сам сможет позвонить и сказать, где он находится, иллюзий нет. Однако этот «технически продвинутый» метод не очень надежен. Во-первых, далеко не всегда мобильник, даже небольшой, будет удобно разместить «на ребенке» — даже в зимней одежде с ее изобилием карманов ребенок обратит внимание на «чужеродный» предмет и попытается либо выкинуть его, либо использовать в качестве игрушки. Во-вторых и в-главных, полиция крайне неохотно осуществляет процедуру запроса позиционирования абонентского устройства, если это не мегарезонансное дело, и к тому же эта процедура занимает долгое и очень драгоценное время.

Для детей школьного или «старшего детсадовского» возраста мобильный телефон становится уже вполне практическим средством коммуникации, поэтому снабдить чадо мобильником в целях безопасности будет вполне здравой идеей. Лучше всего для этих целей использовать обычный сотовый телефон (не смартфон!) небольшого размера. Во-первых, он не будет сильно мешать ребенку при передвижениях, при этом его можно спокойно класть в карман. Во-вторых, батареи таких телефонов долго держат заряд, так как он не тратится на энергоемкие функции смартфонов. И в-третьих, вряд ли такой телефон заинтересует грабителей.

Все «чрезвычайные» телефонные номера следует «забить» в память телефона заранее. В первую очередь это должны быть телефоны обоих родителей, ближайших родственников и надежных знакомых в районе проживания ребенка, и ближайших родственников в принципе. При этом надо научить ребенка «вызывать» эти номера из памяти аппарата. Вовсе не обязательно, чтобы ребенок знал телефоны наизусть – он просто должен определять, что при выборе опции 1 можно позвонить отцу, опция 2 сделает звонок матери и так далее. Можно «привязать» вызов определенного номера к нажатию ребенком некоей клавиши в телефоне или простого сочетания клавиш – многие телефоны такие «программирование» позволяют, им пользуются не только дети, но и пожилые люди. Разумеется, заряд батареи на телефоне надо постоянно проверять (родителям, конечно же) и за ночь «подзаряжать» аппарат. Смартфон же окажется максимально полезным несколько позднее, когда ребенок осознает сущность использования многих мобильных приложений и сможет ими полноценно воспользоваться – например, выходом в Интернет или картами местности.

Наверх