С 20 января по 20 февраля 2017 года, в честь юбилейной Недели безопасного Рунета, российским Центром безопасного Интернета при поддержке Российской государственной детской библиотеки был проведен Конкурс знаний по Интернет-безопасности «Моя безопасная Сеть».
Конкурс стал своеобразной «обратной связью», позволившей увидеть, насколько целевые аудитории – дети, родители и специалисты в сфере образования и воспитания детей – воспринимают и усваивают информацию о «цифровых угрозах», которая доводится до них в ходе разовых информационно-просветительских мероприятий. И действительно, подавляющее большинство поступивших на конкурс работ – общим числом 236 – так или иначе отображало наиболее значимые акценты недавних просветительских кампаний и резонансных медиаповодов в СМИ. Среди них – общее понимание позитивного Интернета, программно-техническая безопасность, состояние комфортности при работе в Сети, а также новый тренд — «группы смерти», «популярность» которого «обеспечили» массовые материалы телеканалов и газет.
«Обратная связь» показала сохраняющуюся специфичность понимания Интернет-безопасности у несовершеннолетних. Многие материалы были посвящены проблеме программно-технической безопасности (то есть защите от вредоносного ПО и хакеров). Судя по рисункам и текстам авторов (а на конкурс поступали как рисунки и плакаты, так и короткие истории и комиксы), многие дети по-прежнему верят, что от любых опасностей их спасет антивирус. Кстати, в числе прочих были и работы с логотипом Генерального партнера конкурса — «Лаборатории Касперского», из чего следует, что хотя бы этот бренд школьники знают. Действительно, тот же «Касперский» предоставляет комплексное решение в сфере компьютерной защиты – и от вирусов, и от контента (например, Safe Kids), однако без распознания опасности самим пользователем он останется уязвим даже с самой «крутой» защитной программой. Второй «старой» темой была киберзависимость, которой также было посвящено около двадцати работ.
Интересно оказалось понимание детьми позитивного контента, которое сложилось в основном по гендерному признаку. Если для девочек это были скорее общие сцены безмятежности (например, в одной из работ была гуляющая девочка с кошкой), то мальчики формулировали скорее тематические запросы – к примеру, сайты на автомобильную тематику. Новым элементом оказалось внимание некоторых конкурсантов к позитиву в коммуникации – работы посвящались именно безопасному и позитивному общению с друзьями через Интернет.
И все-таки говорить, что разовые акции информационно-просветительского характера «проходят мимо ушей», точно нельзя – по крайней мере на рекомендуемые в ходе таких акций просветительские ресурсы для повышения своей осведомленности дети точно заходят. К примеру, в одной из работ фигура хакера оказалась точно скопирована из весьма известного мультфильма на тему кибербезопасности (Wild Web Woods, переведен на русский), а полтора десятка плакатов не менее точно цитировали более ранние памятки Центра безопасного Интернета, «НеДопусти!», Фонда развития Интернет. Ряд работ был посвящен темам, затрагиваемым обычно на особых просветительских акциях – скажем, проблеме пропаганды наркотиков в Сети. Ну и, конечно, нашла свое отражение главная просветительская тема – о недопустимости контактов «в реале» с виртуальными незнакомцами.
Весьма интересными для конкурсного жюри (из числа специалистов детских библиотек и «НеДопусти!») оказались комиксы. Попытка отдельных госорганов и представителей Интернет-индустрии облечь свои просвет-материалы в комиксовую форму явно нашла понимание и одобрение у детей – подражание ощущалось даже в тематике. Например, один из комиксов был посвящен теме безопасности персональных данных и необходимости «разумно анонимизироваться» при онлайн-контактах, другой – влиянию на настроение при просмотре негативного контента. Рассказывали дети в комиксах и о программно-технической безопасности, и о позитивном времяпровождении – давая в конце работы совет-памятку о правильном поведении в Сети.
Впрочем, актуальные темы – скажем, про защиту персональных данных – конкурсанты выражали не только в комиксах, но и в текстах. Одним из призеров конкурса стал рассказ про ежика, пострадавшего от мошенников при работе с теми самыми персданными. Некоторые рассказы про программно-техническую безопасность, хотя и не содержали картинок, читались членами жюри не менее увлекательно, чем комиксы.
Выводы же, которые сделали организаторы после подведения итогов и отправки дипломов победителям, были отнюдь не искусствоведческими. В первую очередь следует рекомендовать социально-ответственной Интернет-индустрии широко вести просветработу именно по темам контентных угроз – не менее широко, чем по основному профилю их деятельности. А во-вторых, оказалось, что обучающий контент – если он качественно сделан – детьми отлично воспринимается, и этого контента надо больше. Значит, необходима поддержка создателей обучающего и просветительского контента – и в первую очередь ресурсная. Вполне вероятно, что этот вопрос будет вынесен на обсуждение в Рабочей группе по информационной безопасности детей при детском омбудсмене, где эксперты помогут сформировать нужные «очертания» такой программы.
В следующем году «Моя безопасная Сеть» — один из старейших профильных конкурсов Рунета – может предстать не только в виде конкурса, но и в форме профильной викторины. Решение об этом предстоит принять соорганизаторам.