Мессенджер сейчас — чуть ли не основное средство коммуникации. Если мы хотим с кем-то пообщаться «по Интернету», то чаще всего мы открываем именно мессенджер.
Вообще история мессенджеров намного «древнее», чем это может показаться. Одна из основных задач, которую человек ставил перед компьютерной сетью — уметь посылать сообщения с одного устройства на другое. Естественно, что программисты почти сразу научили компьютеры это делать, как только их стали соединять в сеть. Для обычных же пользователей, далеких от программирования, первым прообразом мессенджера стали приватные чаты. Чат — это приложение именно для общения, коммуникации, но также чатом называлась и каждая конкретная беседа. Она могла быть публичной (потом из публичных чатов разовьются форумы), а могла быть приватной — только для двух человек, или просто для тех, кто был допущен организатором чата. Чатиться можно было под своим аккаунтом на компьютере. Наиболее близкой к современному мессенджеру была знаменитая «аська» — ICQ, которую уже тогда иногда называли мессенджером.
Почти одновременно с чатами появилась электронная почта (E-mail). В отличие от чата, она подразумевала приватную коммуникацию «по умолчанию» — то есть электронное письмо мог получить только адресат, чей адрес указан в строке получателя. В отличие от чата, в электронной почте было проще отправить большой текст. Очень быстро электронная почта «научилась» пересылать и прикрепленные файлы — документы, изображения в различных форматах, а позднее еще и видео. С распространением мобильных гаджетов электронная почта «приспособилась» и к ним. Ее читать можно было как через сайт электронной почты, предварительно авторизовавшись, так и через специальные «почтовые клиенты» — программы, которые могли принимать и отправлять сообщения с различных почтовых служб и служившие этаким «единым почтовым ящиком». Научилась электронная почта и «восстанавливать цепочку» коммуникации — можно проследить, какое письмо являлось ответом на какую коммуникацию. Однако электронная почта не очень подходила для коммуникации «в режиме беседы», хотя письма и доставлялись в режиме реального времени (то есть мгновенно).
Социальные сети вобрали в себя функционал практически всех предыдущих возможностей для юзеров, до этого существовавших отдельно друг от друга — персональных сайтов, фото- и видеохостингов, блогов, форумов, публичных чатов. Само собой, там появилась и функция приватной коммуникации между аккаунтами — как когда-то в приватном чате. В отличие от электронной почты, беседа ведется в режиме реального времени, и пользователь легко может «проследить нить разговора». К такому чату можно прикрепить файлы, а также картинки, предлагаемые самой соцсетью. Однако функционал такого чата «встроен» в соцсеть, и без нее, как правило, немыслим.
Напрашивалась идея отдельного приложения для бесед в цифровом пространстве на новом технологическом уровне. Именно таким приложением и стал мессенджер — соединяющий функции приватного чата и электронной почты. По сути, мессенджер вобрал в себя функционал наиболее эффективных коммуникационных средств. Беседа в мессенджере возможна как между двумя пользователями, так и в группах — более того, существуют «паблики», то есть публичные каналы, доступные любому пользователю. Создатель канала может разрешить публикации на канале, а может и запретить — эта черта скорее напоминает блоги. Можно прикрепить картинку или «встроить» видеоклип. В отличие от электронной почты, мессенджеры создавались в период бурного развития мобильных «подключенных» устройств, и потому максимально адаптированы именно к мобильному формату — «десктопные» версии мессенджеров представляют собой скорее «прикрутку», дополнение к основному мобильному варианту, иногда требуя «синхронизацию» или «авторизацию» в десктопном варианте именно через мобильное устройство.
Довольно быстро мессенджеры позаимствовали основной функционал электронной почты — «научились» пересылать файлы. В результате даже деловая переписка, особенно «текущая», «не очень официальная», стала мигрировать из электронной почты в мессенджер. Этому способствовало еще и то, что ответы на электронную почту подчас задерживаются из-за «человеческого фактора», в то время как на сообщения «в режиме беседы» собеседник зачастую стремится отвечать мгновенно.
Мессенджеры, появившись в период роста пропускной способности Интернет-каналов и мощности мобильных устройств, успешно «воспользовались» и технологией IP-телефонии. Помимо текстовых и голосовых сообщений, по мессенджерам стало возможно осуществлять и телефонные звонки. Правда, позвонить на обычный «проводной» телефон из мессенджера либо не получится, либо получится за дополнительную плату — как правило, разговор ведется между двумя аккаунтами в том же мессенджере. Доступна и функция «конференц-колла» (или, как это когда-то называли, «циркулярного звонка») — разговора между несколькими абонентами. Более того, современный мессенджер «подменяет» и программы для видеоконференций — ибо способен на видеозвонок или на видеоконференцию (если, конечно, камера на устройстве включена). Правда, в отличие от программ для видеоконференций, подключиться к такому «конференц-коллу» просто по ссылке нельзя — нужно, чтобы абонент был заранее внесен в соответствующую группу в мессенджере.
В период, когда мессенджеры «оформились» в их современном варианте, IT-специалисты уже имели четкое представление о цифровых угрозах — и не только о программно-технических, но и об экономических и контентных. Поэтому для мессенджеров характерны некоторые «имманентные», то есть изначально присущие, характеристики, повышающие безопасность коммуникации.
Во-первых, это так называемое «оконечное шифрование». Суть этой технологии заключается в том, что информацию, пересылаемую в мессенджере, может прочитать только ее отправитель и получатель. Точнее, устройство отправителя и получателя. Поэтому такая угроза, как «перехват трафика», когда некто «между» абонентами — хакер, вклинившийся в трафик, или злоумышленник, получивший доступ к серверам контент-провайдера — применительно к мессенджерам становится неактуальной. Однако у этой технологии есть и обратная сторона — невозможность качественного применения технических средств оперативно-розыскной деятельности, без доступа к устройству получателя «прочесть» сообщение не получится. Даже имея законный доступ к оборудованию провайдеров и архив соединений — «универсального ключа», позволяющего расшифровать любое сообщение, при технологии оконечного шифрования просто не существует. Это затрудняет оперативно-розыскное сопровождение правоохранительной деятельности, выявление преступлений и сбор доказательств — в том числе и по крайне опасным деяниям. Именно поэтому правоохранительные органы весьма обеспокоены применением оконечного шифрования в мессенджерах. Впрочем, удалить паблики вполне может администрация мессенджера.
Во-вторых, это возможность удаления из чата собственных сообщений. Причем эти сообщения можно удалить не только на своем устройстве, но и на устройствах собеседников. Есть и функция так называемых «исчезающих» сообщений — которые становятся невидимыми либо после прочтения абонентом, либо спустя некоторое время (обычно 24 часа с момента публикации). Это касается только собственных сообщений — чужие сообщения в своем чате удалить не получится. Соответственно, если кто-то цитирует ваше сообщение — удалить цитату тоже может не получиться, так как цитата содержится не в вашем посте.
Мессенджер — это средство коммуникации. Поэтому для него вполне применимы все те правила безопасности, которые характерны для других коммуникационных сервисов, хотя и с некоторыми особенностями.
Во-первых, оконечное шифрование не означает полной анонимности и невозможности пожаловаться на действия, скажем, киберабьюзера. Вы вполне можете сделать скриншот, на котором будет хорошо виден ник «оппонента», и отправить его с жалобой в администрацию мессенджера. По нику абьюз-команда (те, кто обрабатывает жалобы) сможет забанить абьюзера — на время или навсегда. А если учесть, что ник в мессенджере привязан к номеру телефона — то «восстановиться» там будет посложнее, чем, например, в обычном чате или в соцсети. Более того, информацию о номере телефона абьюзера администрация мессенджера может передать правоохранительным органам — и те смогут собрать нужные доказательства «на месте», предварительно установив по номеру телефона личность. «Левый» номер, то есть зарегистрированный на чужой паспорт, скрыться тоже не поможет — правоохранители обладают достаточным инструментарием, чтобы установить, кто конкретно и откуда писал сообщения.
Во-вторых, для мессенджеров правило «думай, что пишешь» так же актуально, как и для форумов, блогов или соцсетей. Раз опубликованный пост в паблике кто-то точно так же может заскриншотить или переслать. Как минимум, это может стать поводом для кибертравли, как максимум — для привлечения к ответственности за что-то совсем противозаконное. Само собой, следует воздержаться от пересылки интимных фото или видео — по тем же самым причинам, что и в аккаунте в соцсети. Их точно так же смогут использовать против вас.
В-третьих, мессенджер отнюдь не защищен от пересылки зловредных программ или ссылок на них. В том числе и от тех, что прячутся за рекламой. Поэтому антивирус на мобильном устройстве — не прихоть, а суровая необходимость. И кликать по сторонним ссылкам — тоже не лучшая идея, по тем же причинам, что и в других коммуникационных сервисах.