Развитие Интернет-технологий предоставило пользователям множество способов общения – причем вовсе не требующего программно-технических знаний. Среди наиболее типичных средств общения в Интернете, помимо электронной почты, можно отметить следующие:
— Чат – возможность письменного общения в Интернете в режиме реального времени в рамках группы из нескольких человек;
— Мгновенный мессенджер – возможность персонального письменного общения в режиме реального времени;
— Форум – возможность письменного общения (дискуссии) в рамках группы пользователей, допускаются большие по объему публикации-высказывания, общение может идти не в режиме реального времени;
— Блог – возможность вести собственный открытый «интернет-дневник», который может читаться и комментироваться в режиме дискуссии различными группами читателей;
— Микроблог – рассчитан на быстрое размещение очень коротких сообщений, в режиме реплик или ссылок на другие онлайн-страницы. Другие пользователи, подписанные к микроблогу, немедленно получают опубликованную информацию и также могут в оперативном режиме ее комментировать;
— Социальная сеть – возможность представлять в сети информацию о себе и путем просмотра аналогичных страниц находить друзей, устанавливать коммуникацию. Возможно выкладывание фотографий, аудио- и видеофайлов, ведение своего блога, игра в онлайн-игры.
Интернет-общение, в отличие от реального, имеет ряд специфических черт, о которых обязательно должен быть осведомлен ребенок. Большинство этих черт связаны с анонимностью персонажей, участвующих в дискуссии. К сожалению, никто не может гарантировать, что даже в социальной сети – где, казалось бы, анонимность минимальна из-за наличия фотографий и анкетных данных – мы видим данные и фото именно того человека, который в действительности ведет эту страничку. Этим нередко пользуются лица с преступными намерениями, в первую очередь мошенники – они добывают персональную информацию для краж или похищения ребенка – или педофилы, завязывающие знакомство с ребенком под видом его сверстника, втирающиеся в доверие и затем приглашающие ребенка на встречу, где и происходит посягательство на половую неприкосновенность.
Вопрос использования персональных данных, опубликованных в Интернете, во вред человеку, стоит исключительно остро. В связи с этим ребенок должен совершенно четко осознавать необходимость сохранения определенной анонимности в Сети.
Как правило, пользование любыми пользовательскими сервисами в Интернете, в том числе и средствами коммуникации, требует регистрации, подразумевающей возможность указания ряда персональных данных (фамилия, имя, отчество, возраст, домашний адрес, номер школы и класса, телефон). Ребенок должен четко осознавать, что в Интернет-средствах коммуникации указание реальных персональных данных не требуется. Максимум указываемых реальных персональных данных, допустимый для детских ресурсов – фамилия, имя и возраст.
При этом крайне желательно, чтобы ребенок в своем Интернет-общении пользовался псевдонимом. Псевдоним позволит защитить ребенка от нежелательной идентификации злоумышленниками и возможных последующих нежелательных действий, как-то: похищение несовершеннолетнего, ограбление родителей ребенка или вовлечение ребенка в сексуальную эксплуатацию. Однако важно, чтобы ребенок осознавал, что псевдоним в Интернете не является индульгенцией на недопустимые действия под прикрытием анонимности.
Несмотря на свободу выбора псевдонима, в этом деле у ребенка должны присутствовать определенные этические ограничения. Как представляется, вряд ли следует ограничивать желание ребенка взять псевдоним по имени популярного киногероя. Однако к числу «недопустимых ходов» относятся попытки выдать себя в Интернете за лицо другого пола или возраста. Поэтому на попытки ребенка выдать себя, допустим, за взрослого в Интернете надо обращать соответствующее внимание и соответствующим образом их корректировать.